Этногеография в системе наук

В различное время этнологию (этнографию, народоведение) рассматривали то как географическую, то как культуроведческую, то как социологическую, то как историческую дисциплину. Все эти варианты исходили из определенных исторических реалий, что привело к существенному разрыву между этнологией и гео­графией. Многообразие человеческой деятельности изучается как общественными, так и естественными науками, и этногеография непосредственно взаимодействует с ними.

Обладая культурной компонентой и социальной структурой, этносы занимают определенное место в географическом простран­стве. Этот факт является решающим для причисления этногеогра­фии к комплексу географических наук. В ее рамках гуманитарный материал зачастую обрабатывается методами естественных наук. Практическое значение этногеографии сродни геологии и метео­рологии, которые изучают неуправляемые природные процессы, давая возможный прогноз их развития. Так и этногеография не мо­жет изменить процессы этногенеза, но знание их основных меха­низмов позволяет подойти к решению социоэтнических проблем.

На пересечении наук возникло множество смежных дисцип­лин, изучающих человека. Степень взаимосвязи этногеографии с этими науками различна, с каждой она определяется количеством проблем и вопросов, представляющих взаимный интерес для обеих наук (рис. 1.2).

Вплоть до середины XIX в. этнология и этнография в России были тесно связаны с географией. Традиционное для нашей стра­ны в тот период преимущественное развитие естественно-науч-

ных дисциплин привело к тому, что многие этнические процессы объяснялись особенностями природной среды. Другой крайностью стало отнесение этнологии к историческим наукам. Доминирова­ние принципа историзма привело к ослаблению взаимосвязи про­цесса этногенеза с природной средой. Появление книги JI. Н. Гу­милева «Этногенез и биосфера Земли» вновь вернуло этнологию в сферу естественных наук. Автор ее считал, что отнесение этноло­гии исключительно к сфере исторической науки беспочвенно и деструктивно. Снова повторим его определение. «Этнология, — считал Гумилев, — это естественная наука из разряда геогра­фических, построенная как попытка обобщить богатейший ис­торический материал, накопленный тысячелетиями».

Вместе с тем этнология не только не отгораживается от исто­рических наук (сотрудничая, например, с археологией), но и имеет связи со многими науками и дисциплинами. В их числе этническая антропология — она исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов. Этническая социология изу­чает социальные вопросы развития и функционирования этни­ческих групп, их идентичность, формы самоорганизации, типы взаимодействия этнических групп. Задача этнической психологии — формирование этнического самосознания, стереотипов, иден­тификации. В сфере этнодемографии лежат исследования демо­графических процессов, динамика численности этносов. Этно- педагогика включает в себя изучение традиционной культуры вос­питания народов. Этнопсихология изучает психологические и пси­хические особенности этносов. Здесь же задействована и этноло­гия как наука о процессах формирования и развития этнических групп, их идентичности и культуры. Этногеография занимается своим делом — изучает географию расселения народов, особен­ности мест их проживания. Вот как выглядят современные науки об этносе (рис. 1.3).

Что касается географии, в недрах которой рождалась этногео­графия, в частности русская, и все ее подразделения, изучающие

население, его размещение по земной поверхности, влияние на окружающую природу, то она сохраняет самые тесные связи с этнологией. К таким подразделениям относятся демография, ста­тистика и специальные дисциплины — этностатистика и этни­ческая картография, этногеография.

Этногеографиянаучная дисциплина, изучающая влияние при­родной среды на этнос и его компоненты, процессы формирования этнических границ, пространственное взаимодействие этносов в ре­зультате этнических процессов.

В этом отношении этногеография ближе всего к этнологии и этнографии, в недрах которых она и зародилась. У этнографии как самостоятельной области знаний, возникшей полтора века назад, изначальной целью были сбор и систематизация материалов о раз­ных народах. Зачастую предметная область этнографии трактуется расширительно и совпадает с таковой у этнологии. В узком смысле она используется для обозначения описательного уровня иссле­дований, в отличие от этнологии, рассматриваемой как теорети­ческая наука об этносах. Что касается этногеографии, то она ис­следует прежде всего пространственные аспекты развития этносов, их взаимодействия с природной средой.

Этногеографии довольно близка и антропология. Для той и дру­гой науки общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по нашей планете, изме­нения физического облика людей в результате воздействия раз­личных природных условий. В настоящее время внутри самой ан­тропологии развиваются два самостоятельных научных направле­ния: социальная антропология и культурная антропология, хотя во многом она была и остается естественной наукой о биологи­ческой и физической природе человека.

Культурная антропология выступает как дисциплина, изучаю­щая процессы формирования человеческой культуры, в отличие от естественной антропологии как науки об изменчивости физи­ческого типа человека. Этнология использует данные культурной антропологии для своих теоретических обобщений.

Социальная антропология направлена на изучение особеннос­тей социальной организации народов мира. Она скорее ближе к социологии, а не к этнологии, так как не включает в предмет своих исследований этнические общности.

В современной научной литературе существует широко распро­страненная точка зрения, что этнология, культурная антрополо­гия и социальная антропология — это разные названия одной и той же науки. При внимательном анализе каждого из этих трех научных направлений обнаруживается, что такого рода отожде­ствление весьма условно и не всегда правомерно. Необходимо по­мнить, что предметом антропологии никогда не было исследова­ние проблем этногенеза и демографических процессов.

Этносы как объект изучения формируются в результате разви­тия не только природных, но и социокультурных процессов. По­этому этнология имеет социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов, следовательно, пе­ресекается с социологией и культурологией.

Социология — наука о формах совместной жизни и деятельно­сти людей, предметом изучения которой являются социальные группы и слои, социальная структура общества, сложившиеся на определенной территории. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии, но их изучение этнологией происходит под другим углом зрения. В области соци­альных отношений для нее наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, соци­альной динамики этнических культур, этнического самосознания. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и яв­ления в разных этнических средах и этнические процессы в соци­альных группах. Научные интересы к одним и тем же обществен­ным явлениям у социологии и этнологии оказались настолько близки, что на стыке этих двух наук сформировалась этносоциоло- гия — прикладная наука' которая исследует взаимосвязь этничес­ких и социальных процессов в современной жизни развитых стран.

Психология изучает психические состояния личности, стерео­типы поведения и восприятия. Внутри психологии проблемой вза­имосвязи индивида с окружающей средой занимается социальная психология, чьи сведения используются в этнологии, особенно в области этнического поведения, механизмов формирования эт­нических стереотипов и этнического самосознания. На стыке этих научных дисциплин развивается этнопсихология, исследующая влияние этнических процессов на психическую деятельность че­ловека и этносов в целом. Яркий пример здесь — этнические сте­реотипы поведения тех или иных народов: замкнутость и раду­шие, темп речи и характерная жестикуляция и т.д.

Взаимодействие наук об этносах с другими науками стало ос­новой для формирования целого ряда прикладных наук: палеоэт­нографии, изучающей культурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам; этнолингвистики, рассматривающей проблемы происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами; этноэкологии, раскрывающей механизмы взаимодей­ствия этнических коллективов с природной средой.

Этногеография, занимающая особое место в системе геогра­фических наук, находится на стыке нескольких географических дисциплин. Поскольку главный объект ее изучения — этнические общности — лежит в области социальных наук, этногеографию целесообразно рассматривать как раздел общественной гео­графии. Однако при этом нельзя отрицать и влияние природ­ной среды на этнические процессы, поэтому этногеография свя-

занас физической географией. И поскольку важнейший метод в географии — картографический, не случайно появление такого раздела, как этнокартография. Этнические карты по­казывают пространственные взаимоотношения различных этни­ческих сообществ, что зачастую позволяет выявить причины мно­гих этнических конфликтов.

Таким образом, науки о народах — новая и интересная область научного познания. В нашей стране, по существу, они только скла­дываются, и те, кто стремится узнать что-то новое о происхожде­нии рода человеческого и способах взаимоотношений людей, най­дет в этой области немало нового. Тем более это важно для буду­щего учителя, призванного воспитывать у граждан нашей много­национальной страны чувство толерантности — этнической и ре­лигиозной терпимости к другим народам. Новая волна интереса к вопросам этногеографии в нашей стране сегодня связана с новы­ми политическими реалиями на постсоветском пространстве.

- Методы этногеографических исследований

В последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований (рис. 1.4).

Одним из основных методов накопления географических зна­ний являются полевые исследования. Не стало исключением и фор­мирование знаний по этногеографии. Метод полевых исследова­ний позволяет ученым получить сведения и о материальной, и о духовной культуре народов, непосредственно изучая их жизнь.

На чертежах, схемах, фотографиях фиксируются объекты произ­водственной и бытовой культуры этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда. С помощью современных технических средств (аудио- и видеоаппаратуры) и традиционных полевых записей за- печатляются объекты и явления духовной жизни народа (тради­ции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор).

Метод полевых исследований предполагает длительное пребы­вание и вживание исследователя в изучаемую этническую среду. Плодотворность метода возрастает с увеличением срока пребыва­ния исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история российской науки особо отмечает выдающиеся заслуги русского этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая, длительное время жившего на Новой Гвинее. Сейчас полевое исследование существует в виде срочного или сезонного выезда на место, причем маршрутный вариант строится так, чтобы в отведенные сроки охватить воз­можно больше населения или большую этническую территорию.

С середины XIX в. в нашей стране все большее внимание уделя­лось статистическим источникам, и среди них особенно переписи населения, благодаря которой ученые получают этническую инфор­мацию по самому широкому кругу вопросов. Впервые такой метод для исследования населения страны предложил видный географ и статистик, вице-председатель и глава Русского географического общества П. П. Семенов-Тян-Шанский.

В числе вопросов переписи главным является социально-демо- графический блок: о возрасте, о социальном положении, образо­вании, о профессии, типе жилища, о времени проживания в дан­ной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке, прежде всего отражая самоидентификацию человека с той или иной этнической или языковой группой, позволяет устано­вить и общую этническую картину, определить динамику этничес­ких процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

Для восстановления этнической истории того или иного наро­да применяется метод реконструкции. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические материалы — са­мые надежные: они позволяют довольно точно определить время определенных исторических событий или возраст предметов культу­ры. Высокая достоверность этого метода обеспечивается современ­ными формами изучения и оценки археологических материалов.

Важным методом этнологических исследований является так­же сравнительное языкознание. С его помощью можно показать точ­ные границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития языков одни из них (на осно­ве эндогенных процессов) за короткое время создают много но­вых слов или благодаря внешнему влиянию перенимают слова из чужих языков, тогда как другие языки, напротив, статичны, не изменяются на протяжении столетий.

Как показывает практика, особенно интересные и важные для этногеографии результаты дают топонимические исследования. Срав­нение топонимов (географических названий) в различных облас­тях зачастую объясняет их этническую принадлежность к тому или иному народу. Так, например, на территории Краснодарского края, где наряду с русскими и украинскими присутствуют грузинские, армянские, греческие, адыгейские топонимы, вместе они харак­теризуют этническую историю формирования этой территории. Не менее разнообразна этническая палитра топонимов на остальной территории Северного Кавказа, Урала и Поволжья.

Современный уровень развития научного знания позволяет эт­ногеографии использовать научные методы различных смежных дисциплин. Особенно полезным и плодотворным здесь оказывает­ся применение методов этнологии, психологии, социологии, лин­гвистики.

Анализ основных исторических событий XX в. показываем как велика роль этнического фактора в развитии истории. Этнические процессы являются основой национальных идеологий, нацио­нальных движений. Постоянно растущие темпы культурно-исто- рического развития народов стимулируют межэтнические взаи­модействия и национально-освободительные движения в странах мира. В результате этих процессов в XX в. приобрели государствен­ную самостоятельность Норвегия, Ирландия, Польша, Финлян­дия, появились государства в Центральной Европе и на Балканах вследствие развала Австро-Венгерской империи и султанской Тур­ции после Первой мировой войны. Крушение колониальной сис­темы после Второй мировой войны привело к образованию ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае* Аф­рике. Все это прямые свидетельства интенсификации этнических процессов в современной истории. Центробежные тенденции 90-х гг. XX в. привели к возникновению государств СНГ вместо бывшего СССР и к образованию стран Балтии. Конфликты на этнической почве, на протяжении десятилетий то затухающие, то периоди­чески обостряющиеся в самых, казалось бы, благополучных реги­онах и странах мира (противоречия между фламандцами и валло­нами в Бельгии, между франко- и англоканадцами в Канаде), убедительно показывают всевозрастающую роль этнического фак­тора в современном мире.

Всплеск этничности требует от этнологии ответа на важные вопросы, актуальность которых определяется не академическими интересами ученых, а требованиями реальной жизни. Сегодня вместо глобального противостояния двух политических систем возникли многочисленные внутригосударственные и региональ­ные, конфессиональные/и этнические конфликты, и каждый из них потенциально может стать очагом новой большой войны. Если начало этнологии как науки о традициях и обычаях «нецивилизо­ванных» народов способствовало прежде всего усовершенствова­нию системы колониального управления, то от современной эт­нологии требуется изучение не только традиционных, но и мо­дернизированных обществ, в большинстве своем полиэтнических. Решение этнических проблем сегодня — залог выживания челове­чества. Сейчас рекомендации и знания этнологов по самым раз­ным сферам общественной жизни связаны с решением полити­ческих, экономических и социальных проблем, их эффективно используют в массовых коммуникациях, международной торгов­ле, дипломатии и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: