В различное время этнологию (этнографию, народоведение) рассматривали то как географическую, то как культуроведческую, то как социологическую, то как историческую дисциплину. Все эти варианты исходили из определенных исторических реалий, что привело к существенному разрыву между этнологией и географией. Многообразие человеческой деятельности изучается как общественными, так и естественными науками, и этногеография непосредственно взаимодействует с ними.
Обладая культурной компонентой и социальной структурой, этносы занимают определенное место в географическом пространстве. Этот факт является решающим для причисления этногеографии к комплексу географических наук. В ее рамках гуманитарный материал зачастую обрабатывается методами естественных наук. Практическое значение этногеографии сродни геологии и метеорологии, которые изучают неуправляемые природные процессы, давая возможный прогноз их развития. Так и этногеография не может изменить процессы этногенеза, но знание их основных механизмов позволяет подойти к решению социоэтнических проблем.
|
|
На пересечении наук возникло множество смежных дисциплин, изучающих человека. Степень взаимосвязи этногеографии с этими науками различна, с каждой она определяется количеством проблем и вопросов, представляющих взаимный интерес для обеих наук (рис. 1.2).
Вплоть до середины XIX в. этнология и этнография в России были тесно связаны с географией. Традиционное для нашей страны в тот период преимущественное развитие естественно-науч-
ных дисциплин привело к тому, что многие этнические процессы объяснялись особенностями природной среды. Другой крайностью стало отнесение этнологии к историческим наукам. Доминирование принципа историзма привело к ослаблению взаимосвязи процесса этногенеза с природной средой. Появление книги JI. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» вновь вернуло этнологию в сферу естественных наук. Автор ее считал, что отнесение этнологии исключительно к сфере исторической науки беспочвенно и деструктивно. Снова повторим его определение. «Этнология, — считал Гумилев, — это естественная наука из разряда географических, построенная как попытка обобщить богатейший исторический материал, накопленный тысячелетиями».
Вместе с тем этнология не только не отгораживается от исторических наук (сотрудничая, например, с археологией), но и имеет связи со многими науками и дисциплинами. В их числе этническая антропология — она исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов. Этническая социология изучает социальные вопросы развития и функционирования этнических групп, их идентичность, формы самоорганизации, типы взаимодействия этнических групп. Задача этнической психологии — формирование этнического самосознания, стереотипов, идентификации. В сфере этнодемографии лежат исследования демографических процессов, динамика численности этносов. Этно- педагогика включает в себя изучение традиционной культуры воспитания народов. Этнопсихология изучает психологические и психические особенности этносов. Здесь же задействована и этнология как наука о процессах формирования и развития этнических групп, их идентичности и культуры. Этногеография занимается своим делом — изучает географию расселения народов, особенности мест их проживания. Вот как выглядят современные науки об этносе (рис. 1.3).
|
|
Что касается географии, в недрах которой рождалась этногеография, в частности русская, и все ее подразделения, изучающие
население, его размещение по земной поверхности, влияние на окружающую природу, то она сохраняет самые тесные связи с этнологией. К таким подразделениям относятся демография, статистика и специальные дисциплины — этностатистика и этническая картография, этногеография.
Этногеография — научная дисциплина, изучающая влияние природной среды на этнос и его компоненты, процессы формирования этнических границ, пространственное взаимодействие этносов в результате этнических процессов.
В этом отношении этногеография ближе всего к этнологии и этнографии, в недрах которых она и зародилась. У этнографии как самостоятельной области знаний, возникшей полтора века назад, изначальной целью были сбор и систематизация материалов о разных народах. Зачастую предметная область этнографии трактуется расширительно и совпадает с таковой у этнологии. В узком смысле она используется для обозначения описательного уровня исследований, в отличие от этнологии, рассматриваемой как теоретическая наука об этносах. Что касается этногеографии, то она исследует прежде всего пространственные аспекты развития этносов, их взаимодействия с природной средой.
Этногеографии довольно близка и антропология. Для той и другой науки общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по нашей планете, изменения физического облика людей в результате воздействия различных природных условий. В настоящее время внутри самой антропологии развиваются два самостоятельных научных направления: социальная антропология и культурная антропология, хотя во многом она была и остается естественной наукой о биологической и физической природе человека.
Культурная антропология выступает как дисциплина, изучающая процессы формирования человеческой культуры, в отличие от естественной антропологии как науки об изменчивости физического типа человека. Этнология использует данные культурной антропологии для своих теоретических обобщений.
Социальная антропология направлена на изучение особенностей социальной организации народов мира. Она скорее ближе к социологии, а не к этнологии, так как не включает в предмет своих исследований этнические общности.
В современной научной литературе существует широко распространенная точка зрения, что этнология, культурная антропология и социальная антропология — это разные названия одной и той же науки. При внимательном анализе каждого из этих трех научных направлений обнаруживается, что такого рода отождествление весьма условно и не всегда правомерно. Необходимо помнить, что предметом антропологии никогда не было исследование проблем этногенеза и демографических процессов.
Этносы как объект изучения формируются в результате развития не только природных, но и социокультурных процессов. Поэтому этнология имеет социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов, следовательно, пересекается с социологией и культурологией.
|
|
Социология — наука о формах совместной жизни и деятельности людей, предметом изучения которой являются социальные группы и слои, социальная структура общества, сложившиеся на определенной территории. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии, но их изучение этнологией происходит под другим углом зрения. В области социальных отношений для нее наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, этнического самосознания. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Научные интересы к одним и тем же общественным явлениям у социологии и этнологии оказались настолько близки, что на стыке этих двух наук сформировалась этносоциоло- гия — прикладная наука' которая исследует взаимосвязь этнических и социальных процессов в современной жизни развитых стран.
Психология изучает психические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия. Внутри психологии проблемой взаимосвязи индивида с окружающей средой занимается социальная психология, чьи сведения используются в этнологии, особенно в области этнического поведения, механизмов формирования этнических стереотипов и этнического самосознания. На стыке этих научных дисциплин развивается этнопсихология, исследующая влияние этнических процессов на психическую деятельность человека и этносов в целом. Яркий пример здесь — этнические стереотипы поведения тех или иных народов: замкнутость и радушие, темп речи и характерная жестикуляция и т.д.
Взаимодействие наук об этносах с другими науками стало основой для формирования целого ряда прикладных наук: палеоэтнографии, изучающей культурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам; этнолингвистики, рассматривающей проблемы происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами; этноэкологии, раскрывающей механизмы взаимодействия этнических коллективов с природной средой.
|
|
Этногеография, занимающая особое место в системе географических наук, находится на стыке нескольких географических дисциплин. Поскольку главный объект ее изучения — этнические общности — лежит в области социальных наук, этногеографию целесообразно рассматривать как раздел общественной географии. Однако при этом нельзя отрицать и влияние природной среды на этнические процессы, поэтому этногеография свя-
занас физической географией. И поскольку важнейший метод в географии — картографический, не случайно появление такого раздела, как этнокартография. Этнические карты показывают пространственные взаимоотношения различных этнических сообществ, что зачастую позволяет выявить причины многих этнических конфликтов.
Таким образом, науки о народах — новая и интересная область научного познания. В нашей стране, по существу, они только складываются, и те, кто стремится узнать что-то новое о происхождении рода человеческого и способах взаимоотношений людей, найдет в этой области немало нового. Тем более это важно для будущего учителя, призванного воспитывать у граждан нашей многонациональной страны чувство толерантности — этнической и религиозной терпимости к другим народам. Новая волна интереса к вопросам этногеографии в нашей стране сегодня связана с новыми политическими реалиями на постсоветском пространстве.
- Методы этногеографических исследований
В последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований (рис. 1.4).
Одним из основных методов накопления географических знаний являются полевые исследования. Не стало исключением и формирование знаний по этногеографии. Метод полевых исследований позволяет ученым получить сведения и о материальной, и о духовной культуре народов, непосредственно изучая их жизнь.
На чертежах, схемах, фотографиях фиксируются объекты производственной и бытовой культуры этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда. С помощью современных технических средств (аудио- и видеоаппаратуры) и традиционных полевых записей за- печатляются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор).
Метод полевых исследований предполагает длительное пребывание и вживание исследователя в изучаемую этническую среду. Плодотворность метода возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история российской науки особо отмечает выдающиеся заслуги русского этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая, длительное время жившего на Новой Гвинее. Сейчас полевое исследование существует в виде срочного или сезонного выезда на место, причем маршрутный вариант строится так, чтобы в отведенные сроки охватить возможно больше населения или большую этническую территорию.
С середины XIX в. в нашей стране все большее внимание уделялось статистическим источникам, и среди них особенно переписи населения, благодаря которой ученые получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов. Впервые такой метод для исследования населения страны предложил видный географ и статистик, вице-председатель и глава Русского географического общества П. П. Семенов-Тян-Шанский.
В числе вопросов переписи главным является социально-демо- графический блок: о возрасте, о социальном положении, образовании, о профессии, типе жилища, о времени проживания в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке, прежде всего отражая самоидентификацию человека с той или иной этнической или языковой группой, позволяет установить и общую этническую картину, определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.
Для восстановления этнической истории того или иного народа применяется метод реконструкции. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические материалы — самые надежные: они позволяют довольно точно определить время определенных исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода обеспечивается современными формами изучения и оценки археологических материалов.
Важным методом этнологических исследований является также сравнительное языкознание. С его помощью можно показать точные границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития языков одни из них (на основе эндогенных процессов) за короткое время создают много новых слов или благодаря внешнему влиянию перенимают слова из чужих языков, тогда как другие языки, напротив, статичны, не изменяются на протяжении столетий.
Как показывает практика, особенно интересные и важные для этногеографии результаты дают топонимические исследования. Сравнение топонимов (географических названий) в различных областях зачастую объясняет их этническую принадлежность к тому или иному народу. Так, например, на территории Краснодарского края, где наряду с русскими и украинскими присутствуют грузинские, армянские, греческие, адыгейские топонимы, вместе они характеризуют этническую историю формирования этой территории. Не менее разнообразна этническая палитра топонимов на остальной территории Северного Кавказа, Урала и Поволжья.
Современный уровень развития научного знания позволяет этногеографии использовать научные методы различных смежных дисциплин. Особенно полезным и плодотворным здесь оказывается применение методов этнологии, психологии, социологии, лингвистики.
Анализ основных исторических событий XX в. показываем как велика роль этнического фактора в развитии истории. Этнические процессы являются основой национальных идеологий, национальных движений. Постоянно растущие темпы культурно-исто- рического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительные движения в странах мира. В результате этих процессов в XX в. приобрели государственную самостоятельность Норвегия, Ирландия, Польша, Финляндия, появились государства в Центральной Европе и на Балканах вследствие развала Австро-Венгерской империи и султанской Турции после Первой мировой войны. Крушение колониальной системы после Второй мировой войны привело к образованию ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае* Африке. Все это прямые свидетельства интенсификации этнических процессов в современной истории. Центробежные тенденции 90-х гг. XX в. привели к возникновению государств СНГ вместо бывшего СССР и к образованию стран Балтии. Конфликты на этнической почве, на протяжении десятилетий то затухающие, то периодически обостряющиеся в самых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира (противоречия между фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоканадцами в Канаде), убедительно показывают всевозрастающую роль этнического фактора в современном мире.
Всплеск этничности требует от этнологии ответа на важные вопросы, актуальность которых определяется не академическими интересами ученых, а требованиями реальной жизни. Сегодня вместо глобального противостояния двух политических систем возникли многочисленные внутригосударственные и региональные, конфессиональные/и этнические конфликты, и каждый из них потенциально может стать очагом новой большой войны. Если начало этнологии как науки о традициях и обычаях «нецивилизованных» народов способствовало прежде всего усовершенствованию системы колониального управления, то от современной этнологии требуется изучение не только традиционных, но и модернизированных обществ, в большинстве своем полиэтнических. Решение этнических проблем сегодня — залог выживания человечества. Сейчас рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни связаны с решением политических, экономических и социальных проблем, их эффективно используют в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д.