Понятие и виды субъектов МП. (с 138)

Субъекты МП — это участники м/н отношений, имеющие м/н права и обязанности и несущие ответственность по своим обязательствам.
Субъекты МП выступают не только носителями прав и обязанностей, но и принимают участие в становлении и поддержании м/н правопорядка, в создании и осуществлении международно-правовых норм.
Субъекты МП, в зависимости от своей правовой природы и происхождения, подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.
Первичные субъекты МП — это гос-ва, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в м/н отношениях и эволюционируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.
Первичные субъекты МП — это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся носителями м/н прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты МП делают возможным создание м/н правопорядка и существование самого МП. 1. Гос-ва. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов). 2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при межд. организациях.
К категории производных (вторичных) субъектов МП относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов МП, прежде всего, государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами МП.
К производным (вторичным) субъектам относятся. 1. М/н организации. Существует два вида: межправительственные организации, создаваемые самими гос-вами на основании договоров в соответствии с международным правом. Все организации действуют на основе уставов (например, Устава ООН), которые наделяют их правом участвовать в м/н отношениях от собственного имени в соответствии с компетенцией, установленной для каждой из них. Межд межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.). Межд неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) – основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами. Только м/н межправительственные организации относятся к субъектам МП. Неправительственные м/н организации этим качеством не обладают.
2. Другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности – государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными гос-вами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия гос-ва со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.
Помимо этого существуют участники отдельных видов межд-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты) К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.
Одним из самых дискуссионных в науке МП является вопрос о межд правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк от полного отрицания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.
Все субъекты МП действуют в м/н отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов МП. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа.
Признаки субъектов МП состоят в следующем:
а) каждый субъект независим в пределах собственных границ и не имеет права вмешиваться в дела другого субъекта;
б) субъекты обладают м/н правосубъектностью (имеют право осуществлять все действия, вытекающие из их суверенитета на м/н арене, например, имеют право заключать м/н договоры, быть членами м/н организаций, иметь дипломатические и консульские представительства и др.);
в) создают нормы МП,
г) все они несут международную ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: