Расчет сцепления
Выполнил
ст. гр. Т-121 Б.В. Онопко
Принял
А.Ю. Сосик
Исходные данные при проектировании элементов автомобиля:
ma - полная масса автомобиля, кг …………………………………………….1592
Tдmax - максимальный крутящий момент двигателя, Нм ……………………..122
Nдmax - максимальная мощность двигателя, кВт ……………………………….80
nNдmax - частота вращения вала двигателя при максимальной мощности, мин'1..6050
nmax - максимальная частота вращения двигателя, мин'1 ……………………6050
nTдmax - частота вращения вала двигателя при максимальном крутящем моменте, мин 1 ………………………………………………………………...3300
U0 – передаточное число главной передачи ………………………………….3.65
U1n – передаточное число первой передачи ………………………………….3.46
U2n – передаточное число второй передачи ……………………...…………..2.29
U3n – передаточное число третей передачи …………………………………..1.51
U4n – передаточное число четвертой передачи ………………………………….1
ƞT – коэффициент полезного действия трансмиссии ………………………..0.94
|
|
G1 – нагрузка на переднюю ось автомобиля, кг …………………………….1046
G2 – нагрузка на заднюю ось автомобиля, кг ………………………..…….…546
Тип привода …………………………………………………………………….4х2
Vmax – максимальная скорость, км/ч …………………………………………..142
rK – радиус качения колеса, м ……………………………………………….0.227
Тип сцепления ……..сухое, фрикционное однодисковое, привод механический
Тип коробки передач …………… механическая, двухвальная, 4-х ступенчатая
Тип главной передачи ……………………………… одинарная цилиндрическая
Тип подвески ……………………………………………
Тип тормозной системы …………… гидравлические с вакуумным усилителем
Тип рулевого управления ………………………………………. шестерня-рейка
Автомобиль-аналог ………………………………….….... ВАЗ Lada Granta 2190
СЦЕПЛЕНИЕ
Расчет фрикционного сцепления сводится к выбору его основных размеров и параметров, показателей нагруженности сцепления, расчета нажимных пружин, ведущих и ведомых дисков, демпферов вращательных колебаний.
Выбор размеров и параметров сцепления
К числу основных размеров и параметров, используемых при расчете сцепления, относятся:
- внешний D и внутренний d диаметр фрикционных накладок ведомых дисков;
- число ZД ведомых дисков;
- коэффициент запаса сцепления β;
- нажимное усилие пружин РН;
- расчетный коэффициент трения µ;
- число ZП и жесткости нажимных пружин;
- удельная нагрузка на фрикционные накладки µ.
Выбираем конструктивную схему, зная грузоподъемность транспортного средства и крутящий момент. Определяем: тип сцепления, тип привода.
|
|
На данном транспортном средстве используем сухое фрикционное сцепление. Количество ведомых дисков ZД выбирается в зависимости от максимального крутящего момента двигателя МД max.
Т.к. МД max =122 Н м ≤ 500 Н м, целесообразно однодисковое сцепление (ZД =1).
Тип привода сцепления определяется конструктивной схемой и типом привода транспортного средства. Так как транспортное средство – легковой автомобиль с колесной формулой 4x2 и полной массой 1592 кг, выбираем гидравлический привод.
Материалы, применяемые для изготовления основных элементов сцепления
Ведущий диск изготавливается из серого чугуна СЧ 28-48; СЧ 32-52. Чугун обладает хорошими противозадирными фрикционными свойствами.
Ведомый диск изготавливается из стали, которая имеет повышенную упругость.
Фрикционные материалы на накладках - смесь композиционных материалов и связующего звена (бронзовая, медная проволока).
Рычаги выключения сцепления, оси, опорные вилки изготавливаются из среднеуглеродистой стали, имеющей достаточную податливость.