Самостоятельная работа. В помощь студенту


Тема: «Диалектика как концепция связи и развития, ее основные принципы. Основные законы диалектики».

1. Диалектика как наука о наиболее общих законах развитая.

а) какие принципы диалектики Вы знаете? Дайте анализ принципов диалектики.

б) что такое закон? Дайте классификацию законов. Дайте характеристику особенностей всеобщих законов диалектики.

2. Диалектическое противоречие - источник развития. Многообразие противоречий.

а) что такое тождество, различие, противоречие. В чем состоит сущность закона единства и борьбы противоположностей (или взаимоисключения противоположностей).

б) виды противоречий. Особенности проявления данного закона в медицинской практике.

3. Взаимосвязь количества и качества. Мера.

а) что такое количество, качество, мера, как философские категории. Сущность закона взаимного перехода количественных изменений в качественные.

б) виды скачков. Особенности проявления закона в медицинской практике.

4. Диалектическое отрицание как результат и направленность развития.

а) сущность и принципы диалектического отрицания.

б) проявления закона отрицания отрицания в медицинской практики.

Объясните понятия: детерминизм, диалектика, метафизика, закон, противоречие, качество, количество, мера, скачок, диалектическое отрицание.

Литература:

Философия Учебник под ред. Жукова Н.И. Минск, 1999г., гл.3,4,5,6 с. 173-198

Философия Учебник Алексеев П.В., Панин А.В., М., 1999г, гл. XX с.446-509.

Философия Курс лекций под ред. Калашникова В.Л. раздел 2 с.43-90

Введение в философию Фролов И.Т. М., 1989г.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук, М., 1974, г. 1.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч. т.20.

Теория философии под ред. Звездкиной Э.Ф. «Слово» 2004, гл.З - 20,21.23


Тема: «Категории диалектики»

Вопросы:

1. Понятие категории в диалектике. Философские категории как предельно широкие, универсальные понятия. Непарные и парные (соотносительные) категории.

а) объективное, предметное содержание категорий. Категории как формы отражения всеобщих свойств бытия.

б) категории как итог познавательной и практической деятельности людей.

в) категории как опорные пункты познания.

г) категории как средство метода познания.

д) диалектическая сущность категорий: подвижность, изменчивость, взаимосвязь и переход категорий друг в друга.

2. Единичное и общее

а) понятие «единичное», «особенное», «общее».

б) диалектика единичного и общего, их взаимосвязь.

в) переход единичного в общее и наоборот.

г) единичное и общее в медицине, логика медицинского мышления при постановке диагноза и назначении лечения (индукция, дедукция).

3. Содержание и форма

а) понятие «содержание» и «форма».

б) диалектическое единство содержания и формы.

в) определяющая роль содержания, активность формы.

г) неоднозначность связи содержания и формы: содержание одно - формы разные и наоборот.

д) конфликт формы и содержания. Их несоответствие, изменение в процессе развития.

е) значимость понятий «содержание» и «форма» для медицинской практики.

4. Сущность и явление

а) понятие сущности и явления.

б) взаимосвязь сущности и явления, их неполное совпадение.

в) адекватные и неадекватные явления (видимость, кажемость).

г) познание сущности через явления. Как основная задача любой науки и медицины в частности.

д) проявление категорий сущности и явления в медицинской практике.

 

5. Причина и следствие

а) понятие причины и следствия. Последовательность во времени и отношение порождения как двух основных признаков причины.

б) объективный, всеобщий, необходимый и закономерный характер причинно- следственной связи. Детерминизм и индетерминизм.

в) относительность и взаимный переход причины и следствия.

г) значение категорий причины и следствия для медицинской практики. Гигиена как медицина будущего. Профилактика заболеваний (как проявление знаний о причинах болезней и их предотвращение).

Необходимость и случайность

а) понятие необходимости и случайности. Случайность как форма проявления необходимости.

б) относительность и взаимный переход необходимости и случайности.

в) причинная обусловленность необходимости и случайности.

г) обнаружение необходимости, закономерности за случайными явлениями как основная цель науки.

д) санитарно-просветительная работа в медицине как форма предупреждения неблагоприятных случайностей.

Возможность и действительность

а) понятие возможности и действительности, их взаимосвязь.

б) обратимые и необратимые возможности.

в) формальные и (неформальные) реальные возможности.

г) невозможность.

д) вероятность как количественная мера возможности (пределы, в которых существует возможность).

е) проявление всех вышеуказанных категорий возможности и действительности в медицинской практике (примеры).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: