Основные черты истории этногенеза-

Живут в ср. части Дагестана (предгорье, среднегорье, отчасти равнина и высокогорье), в сов. время часть горных Д. переселилась на равнину (Каякентский, Хасавюртовский, Ногайский и др. р-ны). В процессе консолидации в состав Д. вошли сохраняющие значит, этнич. своеобразие кайтагцы и кубачин-цы. Соседи Д. — аварцы, лакцы, кумыки, табасараны, агулы. Ареал этногенеза Д. в 1-м тыс. до н. э. — приморская и предгорная часть Дагестана к С. от Дербента (Кайтага) до Махачкалы и ныне занимаемая Д. горная часть. Д. входили в состав Кавказской Албании, а затем союза племён гуннов и Хазарского каганата. С 7 в. упорно сопротивлялись нашествиям арабов. К 9 в. (в связи с событиями 6—7 вв.) относятся первые письм. свидетельства (Белазури, Масуди и др.) о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание этнонима Д. — 15 в., в комментариях на даргинск. яз. ученого из Акуша к арабск. рукописи. Этимологию этнонима Д. нек-рые ученые связывают с расположением земель Д. в труднодоступных, «внутренних» местах (дарг — внутренний). В 14 в. Д. боролись против Тимура, к-рый, по свидетельству летописцев, разбил их, в 1742 приняли активное участие в разгроме владыки Ирана Надиршаха. В 14 в. утвердился ислам.С 16 в. развиваются русско-дагестанские связи. К нач. 19 в. на терр. Д. находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин (в горных селениях), частично — Тарковское шамхальство. В 1813 по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном Д. в составе Дагестана вошли в состав России. Д. приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля (1834—59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. В 1860 на терр. Д. был образован Даргинский округ; часть селений вошла в состав Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов. В годы революции и гражд. войны усилилось нац. движение. Д. первыми в Дагестане выступили против А. И. Деникина. С 1921 Д. в составе Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан). В сов. время сформировался лит. язык на осн. акушинского диалекта. До 1928 пользовались общедагест. системой письма на араб, графич. основе (аджам), в 1928—38 письменность на лат., с 1938 — на рус. графич. основе.

Исповедуемая религия - Ислам суннитского толка.

Религиозные праздники - Все даргинцы мусульмане и следовательно традиционно празднуют два главных праздника (идейн): праздник разговения и праздник жертвоприношения. Новый год по исламскому календарю начинается 1-го числа месяца мухаррам. Помимо этого даргинцы мусульмане-сунниты также празднуют день рождения пророка Мухаммеда , Ночь вознесения , Ночь предопределения и другие памятные дни и ночи.

Типы традиционного поселения и жилища - Поселения даргинцев различны по своей величине: в одних число дворов доходит до 700 и более (например, Цудахар, Ходжал-Махи, Акуша, Урахи, Кубачи), другие имеют от 100 до 350 дворов (например, Урари, Тебек-Махи) и, наконец, существуют небольшие селения, насчитывающие от 10 до 100 дворов (Ургани, Наци, Дуакар и др.). Селения располагаются на речных террасах (например, Цудахар), на расширенных пологих склонах (например, Акуша), на крутых горных склонах (например, Урари, Наци, Дуакар, Кубачи). В связи с этим различие в высоте расположения на склоне горы отдельных пунктов одного* и того же селения бывает чрезвычайно велико, колеблясь от 10 до 200 м. Главным строительным материалом для современных даргинских построек служит камень (известняк, песчаник, глинистый сланец). В некоторых селениях, например, в Ходжал-Махи, Акуша, употребляется кроме того необожженный кирпич (саман). В селениях предгорной зоны, наряду с плоскими перекрытиями,, в настоящее время значительно чаще, чем раньше, встречаются дома с железными и черепичными двускатными крышами. Фасады жилых построек обычно имеют открытую веранду пли галерею. В домах, имеющих несколько этажей, в нижних этажах помещаются конюшня, хлев, сеновал, склад топлива, кладовые для различного домашнего и сельскохозяйственного инвентаря, в верхних — жилые комнаты. В ряде местностей Сергокалинского, Левашинского и других районов во вновь строящихся жилых домах помещения для скота располагают подальше от жилых комнат, вне стен дома. В этих случаях, если дом имеет два этажа и жилье находится во втором, первый этаж используется не под хлев, а для хранения сена, топлива и разного домашнего инвентаря. В селениях, расположенных на более ровных местах, комнаты примыкают по прямой линии одна к другой. Из каждой комнаты делают выход на веранду.

Особенности внутренного убранства жилищ- Внутреннее убранство и обстановка жилища отражают в определенной степени уровень общественного развития, хозяйственный уклад семьи, особенности традиционного быта. В целом, внутреннее убранство, порядок размещения вещей в даргинском жилище были однообразными, в них обнаруживалось больше общих черт и особенностей, хотя в зависимости от типа жилища, количества комнат и внутренней планировки менялся и интерьер. Так, внутреннее убранство очажной комнаты было, в целом, для всего жилища одинаковым, характерным. Так что можно было заранее, не входя в нее, определить, какие предметы в ней имеются и порядок их расположения. Небольшие отклонения и различия, как в количестве, так и в порядке расположения вещей, в каждом конкретном случае обусловлены численностью семьи и ее экономическим потенциалом. Становление однотипности внутреннего убранства определили особенности традиционного быта, выработанного веками в условиях господства натурального хозяйства, обычаи и характер семейных отношений, практическая целесообразность.

Предметы и орудия мужского труда, также как и оружие, занимали место поближе к входу — напротив места размещения кухонной утвари и приготовления пищи, продовольственных запасов н инструментов женского труда. Это кажущееся условное разделение комнаты произошло в результате большого опыта. А надобность держать под рукой, поближе к месту работы и отдыха, предметы первой необходимости определялась тем, что одна комната служила одновременно и кухней, и столовой, и спальней, и кладовой — местом постоянного пребывания семьи, даже в тех случаях, когда в доме имелось и второе помещение. Большинство предметов домашнего обихода развешивали на кольях, вбитых в стены, а верхнюю одежду — на жердях, подвешенных под потолком недалеко от боковой стены, посуду расставляли на специальных полках, в определенном порядке, в зависимости от размера и назначения, постельные принадлежности убирали в специальные ниши или складывали в углу комнаты.

В обстановке жилых комнат обращают на себя внимание хорошая мебель городского типа, кустарные изделия местных мастеров, а также такие вещи, как швейные машины, патефоны, радиоприемники. Самодельные кошмы, половики и паласы, лезгинские или табасаранские ковры, кубачинские котлы и медные кувшины, сулевкентские глиняные сосуды, низкие треногие табуретки, деревянная резная утварь местного производства, орнаментированные большие деревянные лари с тремя отделениями внутри и другие предметы домашнего убранства придают комнате национальный колорит. По стенам даргинского жилища развешана медная, глиняная, фаянсовая, фарфоровая посуда, постельные принадлежности уложены на тахтах, верхняя одежда висит на горизонтальных жердях вдоль стен.

Виды традиционных занаятий- Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.

Ремесла: обработка шерсти (сукно, паласы, вязаные изделия), кожи, камня и дерева (Сутбук, Кубачи, Кайтаг), гончарное дело (Сулевкент), металлообработка: кузнечное, бронзолитейное: медночеканное, оружейное и ювелирное дело (Харбук: Амузги: Кубачи); вышивка шелком (Кайтаг, Акуша), золотое шитье (Кубачи, Губден).

Праздники связанные с сельскохозяйственными работами - Наиболее торжественно даргинцы отмечали праздник первой борозды, знаменовавший собой начало нового сельскохозяйственного года и справлявшийся весной, в пору пробуждения природы. До этого праздника никто не имел права выйти на пахоту, а тот, кто нарушал традицию, платил штраф. Основа торжества – обрядовая запашка поля. Важное место в ритуале занимали магические приемы. Главным пахарем выбирали наиболее везучего, уважаемого человека, чтобы урожай был изобильным. Он надевал шубу, вывернутую наизнанку, что выражало пожелание богатого урожая: «Как густа шерсть у шубы, пусть так же густо вырастет урожай». Пахаря обливали водой, чтобы не было засухи.

Традиционным является праздник весны, который и в настоящее время очень красочно отмечается в селении Кубачи. Основные участники торжества – молодые люди. На этом празднике юноши присматривают себе невест. Девушки особенно тщательно готовятся к празднику, шьют новые платья, вышивают белые покрывала. Важным условием участия в празднике является благополучие семей аула. В случае несчастья в какой-нибудь семье на праздник не выходят. Состояние погоды также играет существенную роль. Если погода туманная, дождливая, праздник откладывается.

Торжество начинается рано утром. Сигналом к началу праздника служит красный платок, который выстилается на горе, расположенной напротив аула. О начале торжества юноши оповещают выстрелами из ружей. Главная цель участников – дойти до дальнего родника. Девушки берут с собой начищенные до блеска медные кувшинчики, чтобы принести родниковую воду домой. У источника танцуют, молодые люди собирают цветы. Один из самых торжественных моментов – возвращение молодежи и встреча с жителями села. Здесь устраиваются совместные танцы.

Обрядовый праздник сорокового дня весны некогда был связан с торжественным шествием жителей к источнику за водой «от сглаза». Ее приносили домой для стариков, больных. Люди хотели приобщиться к чудодейственной, магической силе воды, которая, по их представлению, особенно усиливалась во время весеннего пробуждения природы.

Одним из древнейших был праздник урожая, совпадающий с окончанием полевых работ. Основа торжества – совместная трапеза, после которой организуют танцы и игры.

Особенности национального костюма -Традиционная одежда даргинцев принадлежит к общедагестанскому типу, но имеет определенные особенности. Мужская одежда состоит из туникообразной рубахи и прямых, сужающихся книзу штанов (с "широким шагом"). Верхняя одежда - это распашной, расширяющийся книзу за счет клиньев бешмет, черкеска, длинные овчинные шубы-накидки двух видов - с пелериной и без нее, с ложными рукавами; третий вид овчинной шубы - приталенная с рукавами, рабочая, более характерная для нижнего предгорья (где больше зимних работ), наплечная бурка (с начесом и без начеса), башлык, шапка (папаха) меховая, цельноскроенная, нередко из шкурок с длинным ворсом. В низовых селениях во время летних работ для защиты от солнца носили войлочные шляпы.

Обувь была кожаная (чарыки, мягкие сапоги, в том числе с раздельными голенищами, сапоги с твердой подошвой и на каблуке, полусапоги, напоминающие грузинские), вязаная (в форме сапога-чулка), войлочная, из овчины (сапоги), башмаки типа сабо. Обязательным для мужчины было ношение оружия, особенно кинжала, который являлся естественным повседневным атрибутом любого мужского костюма.

Большими разнообразием и красочностью отличалась женская одежда. Рубахи были туникообразные и с отрезной талией, а также архалук (распашное платье), штаны, аналогичные мужским и широкие. Надеваемые в рукава приталенные шубы имелись и у женщин, но чаще в предгорье. Носили они и шубы с ложными рукавами, однако шуб с пелериной у женщин не было. Наиболее распространенным головным убором являлось покрывало (чиба) из бязи, полотна, реже шелка, белого или черного цвета, у некоторых этнических групп (кайтагцы, кубачинцы) с вышивками и каймой с бахромой. Другой головной убор - это чухта - чутхъа, чукI (дарг.), тип чепца со сквозным мешочком для волос, закрепляемый (к затылку) налобной повязкой и доходивший до талии. Менее был распространен чукI, представлявший полотнище на подкладке, закрывающее волосы. Налобная и теменная части убора украшались серебром (бляхи, тяжелые цепочки сложного плетения, монисты и др.). Женская одежда вообще имела много серебряных украшений - налобно-теменные, ушные, нагрудные, поясные, наручные, с использованием драгоценных и полудрагоценных камней (яшма, рубин, коралл, бирюза, изумруд и др.).

Несмотря на преимущественную этническую маркированность одежды, имелись определенные зональные отличия, связанные как с особенностями местной географии, так и со спецификой занятий и хозяйственной деятельности. Например, в нижнем предгорье и на равнине были надеваемые шубы, приспособленные для зимних хозяйственных работ, которых здесь хватало, в то время как в нагорье (особенно высокогорье) бытовали накидные тяжелые шубы, совершенно непригодные в рабочей обстановке. Иными словами, зональные метки характерны для элементов, имевших отношение к бытовой и хозяйственной практике (грязь, холод, жара, сезонные хозяйственные действия), в то время как этнические знаки - для элементов, меньше связанных с окружающими условиями. Таким образом, основные элементы одежды имели как бы двойную маркировку - этническую и эколого-хозяйственную. Современная одежда даргинцев почти не имеет не только этнической специфики, но и традиционно-культурных особенностей, она близка к городской; традиционная же одежда частично бытует в отдельных местах (например, Губден), у пожилых людей и во время некоторых обрядовых церемониалов.

Традиционный орнамент даргинцев- Чрезвычайно' богат и оригинален даргинский орнамент. Растительный орнамент* лучше всего представлен в (работах кубачинских златокузнецов, а» также' в резьба по камню и вышивках мастеров и мастериц других селений. Растительный узор строится симметрично. Это так называемая тут- га,, что значит «дерево» или «ветвь».. Другой вид даргинского орнамента — узор' несимметричный, построенный на спиралях, украшенный отдельными растительными элементами, которые в сочетании напоминают как бы< веющиеся заросли. Этот узор называется мархарай, т. е. «заросль». В орнаменте выделяются (при построениях тутта или мархарай) крупные декоративные пятна — различной формы медальоны, называемые у кубачинцев. тамгъа.. Первичные мелкие эдементы даргинского орнамента они называют' бучи («головы»). Бучи представляют собой различные лепестки, завитки, растительные почки, листики, розетки и т. д. Иногда они берутся в? одинарном изображении, иногда в удвоенном, иногда вч усеченном.. Эти мелкие растительные элементы и являются густым «оснащением», покрывающим композиции типа тутта, мархарай или четко очерченной. тамъга. Богатство и разнообразие описываемого орнамента достигаются искусным сочетанием элементов; и типов композиции и вместе с тем — в> области златокузнечества — разнообразнейшим сочетанием чисто технических приемов: чернения, глубокой и неглубокой гравировки, филиграни и: т. д. После Октябрьской революции даргинский орнамент получил много нового, органически влившегося в старое. Он обогатился новыми построениями и введением изобразительных сюжетных элементов, мотивов и образов. Так, например, ислам исключал возможность изображения в произведениях народного искусства людей, животных, птиц и каких бы то ни было сцен. После революции эти сюжеты стали с успехом развиваться, талантливыми даргинскими мастерами-златокузнецами. Появились у даргинцев и свои скульпторы, произведения которых украшают селения Акуша, Цудахар и др.

Специфика традиционной кухни- Пища: мясомолочные продукты (в том числе мясо домашней птицы и дичи), изделия из теста, съедобные дикорастущие травы. Из традиционных блюд характерны блины, пироги из кукурузной муки, пирог с курятиной, фигурный хлеб в виде куропатки с запечённым внутри яйцом, халва (мучная — арбиш, ореховая — метух). Из напитков получило распространение вино из кипячёного виноградного сока «мусти».

Основные национальные блюда- даргинское чуду, курзе (с творогом, яйцами),даргинский слоённый хинкял, и с сущённым мясом, халва мучная.

Основные обряды (рождение ребёнка, свадебные, погребальные)- Рождение ребёнка- важным послеродовым действием из разряда впервые совершаемых, считалось укладывание ребенка в люльку («кини» – авар.; «к1ант1т1уву аьх1аву» – лак.). Считали, что как бы крепко не пеленали ребенка, пока его не уложат в люльку, у него болит спина. Укладывали в люльку новорожденного обычно на 7-ой день, в исключительных случаях (когда ребенок рождался слабеньким с маленьким весом; больным, недоношенным) – укладывали позже, но не позднее 3-х месяцев, т.к. считалось, что позже этого срока его невозможно будет приучить к люльке. Обычно первое укладывание в люльку предпочитали совершать в пятницу ближе к полудню. Большое значение придавалось тому, кто впервые делал это, т.к. считалось, что таланты и способности этого человека передаются ребенку. Чаще всего приглашали для этого какую-нибудь многодетную мать, у которой были здоровые дети. Иногда у аварцев и даргинцев в люльку ребенка укладывала свекровь, если считали, что у нее жизнь достаточно удалась и собственные дети выросли здоровыми.

В день укладывания ребенка в люльку для гостей, обычно женщин и детей, т.к. именно они принимали участие в обряде, готовили хорошее угощение. у даргинцев для спокойного сна под матрац ребенка подсовывали плоды шиповника. В с. Цовкра в день укладывания ребенка в люльку предварительно выпекали 20 – 30 хлебцев «цулкъри», имевших форму человеческих фигур. Хлебцы клали в люльку, и каждый из детей родственников и соседей, присутствовавших во время проведения обряда, по очереди брал для себя хлебец со словами: «Вил цукъа ттун, ттул шану вин» (твой хлебец мне, мой сон тебе). Первые полгода ребенок практически все время находился в люльке, его вынимали только 3 – 4 раза в день на 10 – 15 минут. Ночь он тоже проводил в люльке: «Ребенок, кроме того, что туго пеленается, еще особыми бинтами и тесьмами привязывется к люльке и так крепко…», – писал еще в Х1Х веке автор, побывавший в Казикумухе. Действительно, младенца в люльке обычно туго пеленали, грудную и коленную часть, на которую предварительно клали специальную подушечку, лотно перехватывали лентами, так, чтобы ребенок не мог двигать руками, ногами и головой. Затем сверху на перекладину набрасывали покрывало, летом легкое, а зимой шерстяное. Во время сна оно полностью закрывало люльку, летом защищая ребенка от летающих насекомых, создавая тень и оптимальный температурный режим, а зимой от холода.

Свадебные - Свадебная обрядовость даргинцев включала получение согласия на брак, сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Обряды приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству содержали: ввод в общую семейную комнату, первый выход за водой к сельскому роднику, возвращение домой.

Погребальные- «Похоронно-поминальные обычаи и обряды», отмечается, что наиболее консервативной частью обрядовой жизни семьи является погребально-поминальный цикл. Это утверждение в полной мере относится и к даргинцам-переселенцам. Главной причиной устойчивости погребально-поминальных обычаев и обрядов является то, что их исполнителями, как правило, выступает старшее поколение людей, придерживающихся старых традиций, включая и религиозные. Немалую роль здесь играет и сила «общественного мнения» Похороны сегодня, как и в прошлом, очень многолюдны. В них принимают участие не только близкие родственники и друзья умершего, но и знакомые, соседи и сослуживцы, а также все жители села. Большое значение придается поминанию умерших. Поминки («садакьа») по умершему, которые устраивают на 3-й, 7-й, 40-й дни после смерти и через год, рассматриваются даргинцами как кормление душ покойников. Дополнительные поминки родственники умершего устраивают в мусульманские религиозные праздники: Ураза-Байрам и Курбан-байрам. Материальные затраты на поминки растут - поминальные столы не от-

личаются от свадебных, народные традиции превращаются в мещанское потребительство.

Траур по умершим соблюдает все село - 3 дня, а родственники-мужчнны -40 дней (не бреют бороды, не посещают праздничные мероприятия) Женщины-родственницы носят темную одежду и в течение 40 дней не стирают ее, не расчесывают волосы.

За последние годы происходят определенные изменения в характере погребального обряда. Изредка, когда в селе умирает уважаемый человек, учитель, врач, ветеран труда, его хоронят торжественно, на могиле проводят гражданскую панихиду, где выступают друзья и товарищи по работе. В основном же в похоронном ритуале главную роль продолжает играть мулла.

Современные похоронно-погребальные обряды даргинцев-переселенцев можно разделить на две группы в зависимости от характера их исполнения: 1) похоронно-поминальные обряды, которые исполняются в полном соответствии с религиозным ритуалом; 2) с частичным исполнением религиозного ритуала. В сельской местности похороны проводятся с соблюдением всех религиозных ритуалов.


Элементы фольклора у даргинцев- Даргинский фольклор объединяет в себе устно-поэтическое творчество различных этнических групп (цудахарцы, акушинцы, кубачинцы, кайтагцы и др.) каждая из которых характеризуется не только ей присущими локальными особенностями, связанными с географическими условиями, бытом, языком, этнографией и т.д.

В каждой этнической среде могут быть свои доминирующие особенности. Например, в этнической истории цудахарцев большую роль сыграло близкое соседство с аварским народом. Этим объясняется тот факт, что в их фольклорном репертуаре широко представлена тема Кавказской войны. Большое место занимают здесь тексты аварского происхождения, повествующие о героическом периоде истории Дагестана, о национально-освободительной борьбе горцев ("Бук-Магомед", "Убийство Гамзата", "Смерть хунзахских ханов", "Песня о Шамиле" и др.).

В фольклоре акушинцев широко развиты малые прозаические жанры (притча, анекдот, прозаическая басня). У кайтагцев хорошо сохранились обрядовая поэзия, сказочный эпос.

Часто трудно бывает сказать, какому народу - аварцам, лакцам или даргинцам принадлежат сюжеты таких баллад, как "Али, оставленный в ущелье", "Бахтика", "Муртазали и Меседу", "Парень из Кумуха и девушка из Азайни" и др.

Известны и баллады, характерные только для даргинцев. Характерной их чертой выступает прославление свободы любви, свободы выбора друга жизни, воспевание чистой, бескорыстной, преданной любви простых людей, доходящей порой до самопожертвования ("Два друга", "Бедный парень из Кубачи", "Три сердца" и др.). Эти баллады имеют свои особенности, связанные с языком, с социально-историческими условиями жизни даргинцев.

Национальным своеобразием даргинской баллады предстает сильно развитая лирическая традиция, отразившая специфику всего фольклора. Она доминирует даже в эпических песнях, чем и можно объяснить их лиро-эпический характер.

В даргинском фольклоре не выявлены крупные эпические жанры. Определенное распространение получили героико-исторические песни. Среди ранних песен о героической борьбе горцев против внешних врагов выделяются песни, отразившие жестокое время нашествия Тимура, Надир-шаха и др. Пафосом борьбы за свободу и независимость пронизаны также песни о Кавказской войне ("Поход Ермолова в Акуша", "Пленение Шамиля" и др.).

По своему идейному содержанию и художественным особенностям эпическая традиция весьма близка и в некотором отношении является общей для трех народов Дагестана - аварцев, даргинцев и лакцев.

Другие прозаические жанры - предания и легенды, притчи, анекдоты, загадки, пословицы и поговорки - также являются неотъемлемой частью духовных ценностей, созданных даргинским народом. Они дошли до наших дней с незапамятных времен, не утратив идейно-эстетического и познавательного значения. Обладая национальной самобытностью, обусловленной специфическими особенностями общественного развития региона, прозаические жанры даргинского фольклора отразили в границах своих идейно-эстетических и жанровых возможностей историческое развитие, этнографию, быт, «обычаи народа, народную мудрость. Со временем интерес к ним не только не убывает, но даже растет с отдалением во времени, с возрождением интереса к своей этнической культуре, своим корням, традициям, обычаям.

Даргинский фольклор сохранился и в литературе. Его традиции и художественные достижения активно и, как правило, плодотворно используются и развиваются многими даргинскими поэтами и писателями (А.Абу-Бакар, С.Рабаданов, Х.Алиев и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: