Российское государство – это федерация.
РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.
Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.
Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.
В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.
Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.
Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.
|
|
Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.
Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).
В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.
Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.
|
|
Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».
Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.
Вопросы, относящиеся к предмету ведения России
В ведении России находятся:
1. принятие и изменение Конституции России и федеральных законов и контроль за их соблюдением;
2. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав национальных меньшинств;
3. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;
4. установление:
- системы федеральных органов законодательной, исполнительной, судебной власти, порядок их организации и деятельности;
- правовых основ единого рынка;
5. установление основ федеральной политики и реализация федеральных программ в области государственного экономического, социального, культурного и национального развития России;
6. федеративное устройства России;
7. территория России;
8. гражданство в России;
9. федеральная государственная собственность и управление ею;
10. финансовое регулирование;
11. валютное регулирование;
12. таможенное регулирование;
13. кредитное регулирование;
14. денежная эмиссия;
15. основы ценовой политики;
16. федеральные экономические службы (в т.ч. федеральные банки);
17. федеральный бюджет;
18. федеральные налоги и сборы;
19. федеральные фонды регионального развития;
20. федеральные энергетические системы;
21. ядерная энергетика;
22. расщепляющиеся материалы;
23. федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;
24. деятельность в космосе;
25. внешняя политика России;
26. международные отношения России;
27. международные договоры России;
28. вопросы войны и мира;
29. внешнеэкономические отношения России;
30. оборона и безопасность, оборонное производство;
31. определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества;
32. производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
33. судоустройство;
34. прокуратура;
35. уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство;
36. амнистия;
37. помилование;
38. гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство;
39. правовое регулирование интеллектуальной собственности;
40. федеральное коллизионное право;
41. метеорологическая служба;
42. стандарты;
43. эталоны;
44. метрическая система;
45. исчисление времени;
46. геодезия и картография;
47. наименование географических объектов;
48. официальный статистический и бухгалтерский учет;
49. государственные награды России;
50. почетные звания России;
51. федеральная государственная служба.
Ключевые слова: Россия, ведение, регулирование, защита, федеральный, федеральные.