Тема №6. «во-первых, произнесение, во-вторых произнесение и, в-третьих произнесение»

Техника речи оратора.

Время: 4 часа.

Цель занятия: Охарактеризовать основные качества профессионального голоса и выяснить, какими упражнениями его тренируют. Студенты должны определить недостатки собственного голоса, продумать, как их исправлять.

Вид семинара: практическое занятие

Учебные вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Основные качества профессионального голоса

2. Фонационное (речевое) дыхание и его особенности.

3. Каково содержание понятия «дикция»? Почему дикцию считают основой профессиональной речи?

4. Что такое интонация? Из каких элементов она складывается? Какие функции выполняет интонация?

Задания и методические указания студентам по подготовке к занятию:

1. Изучить основную литературу (на выбор):

-Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1995. с.331-382.

-Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. – М.:БЕК, 1995

-Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М.: Юристъ, 1999 (или 2002).

-Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. Гл.5.

2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

-Смелкова З.С. Азбука общения, - Самара, 1994.

-Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж, 1993.

3. Практические задания:

1)Демосфен на вопрос, что он считает самым важным в искусстве речи, ответил: «Во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение». Как же он сам достиг речевого мастерства? (Подготовить сообщение по учебнику Н.Н.Кохтева «Риторика», с.10-11)

2)Главная цель техники речи – научить оратора владеть своим голосом. Как вы этопонимаете? Почему важным условием владения голосом является дыхание?

3) Вырабатывайте правильную осанку!

Постановка дыхания начинается с приведения себя в состояние покоя. Встаньте прямо, с легким разворотом плеч, с ровной спиной, расслабьте колени. Позвоночник должен быть выпрямлен, плечи опущены и слегка отведены назад, низ живота слегка подтянут, руки и шея свободны, не напряжены. Голову держите прямо - посылайте звук вперед, а не вниз. Вдох делается без усилий, бесшумно и быстро. При этом отмечается движение стенки живота и нижних ребер грудной клетки вперед и в стороны (при тренировке проверяйте это, положив ладони на нижние отделы грудной клетки). На выдохе они постепенно занимают свое исходное положение. Выдох должен быть очень медленным, равномерным, не ослабевающим к концу и собранным на губах, подобно свисту. Щеки не должны раздуваться!

Освоение тренировочно-речевой осанки:

1. Встаньте, ссутулясь, расслабьте мышцы спины, плеч. Потом попробуйте как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и отогнуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки и плечи - свободными и мягкими. Такое положение тела должно стать привычным при произнесении текста!

2. Сядьте ровно, развернув плечи. Голову держите прямо и чуть вниз. Подбородок не должен подниматься кверху.

4) Тренируйте длительность выдоха.

А. Проведите от­счет времени по секундам: «Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!». Затем, начиная с большей цифры (8, 9, 10...), продолжайте отраба­тывать на материале безупречно звучащих числовых последовательно­стей плавность и длительность выдоха без добора воздуха. К увеличению количества цифр переходите только тогда, когда последние слова «Один! Пуск!» прозвучали полновесно, с достаточным выдохом! По­степенно можно увеличивать первое число, доводя его до 15(для де­вушек) и до 25(для юношей).

Б. Прочитайте вслух отрывок из романа «Евгений Онегин», стараясь делать как можно меньше дыхательных пауз:

…по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

5) Что такое динамический диапазон голоса? Учитесь его развивать.

Идите голосом за текстом, помогая движением руки:

Крашу краской я карниз:

Вверх – вниз, вверх – вниз! (работает кисть руки),

Вверх – вниз, вверх – вниз! (рука движется от локтя),

Вверх – вниз, вверх – вниз! (рука движется от плеча) –

Вот и выкрашен карниз!

6) Учитесь ясно и точно читать труднопроизносимые слова.

Если слово сразу целиком не получается, то делите его на части, стараясь между частями делать минимальные паузы: де-му-ниципа-лизировать, вы-кристалли-зовав-ши-мися, невыго-вари-ваемыми и так далее. Но это – только на самых первых порах. А потом говорите эти слова все быстрее и быстрее. И вот, когда они станут для вас такими же привычными, как «мама» и «папа», считайте, что вы одержали блестящую победу. Рассчитывает, исчезнувшие, взяточничество, специфический, неиссякаемый, пессимистический, интеллигенция, интеллектуальный, корреспонденция, баррикадировать, нововведение, экзальтированность, воображение, однообразие, целесообразность, самоотверженность, зоологический, подчёркивается, выхватывается, своеобразное, участвовавшими, предшествовавшими, долженствовавшие, скомбинированные, взаимоотношения, реабилитация,трансформируемый,приличествующие, неврастенические, зафиксированные, детализирующие, усовершенствованиями, публицистический, рекогносцировка, экзаменационный, вспомоществование, останавливающимся, компрометирующими, усовершенствования,покровительствовавшие, облагодетельствованные, вероисповедание,переосвидетельствованными, совершенствующимися, деморализация, сосредоточивающимися, скандализированные, железоплавильные, демобилизация,децентрализация, денационализация, демуниципализировать, констатировавшими,каменноугольный, концентрационные, выкристаллизовавшимися, разнервничавшаяся, взгромоздившиеся, фантасмагорические, могущественнейшие, компетентность, неистовствующую, невыговариваемыми, безмолвствовавшая, обеззараживающие, опрокидывающимися, обусловливаемую, транспортируемыми.

7) Прочитайте стихотворение В. Брюсова «Буря с берега», добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Выучите и многократно повторяйте скороговорки, доведя произношение до автоматизма.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Бобр добр до бобрят.

Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

Шагал шакал с кошёлкой, нашёл кушак из шёлка.

Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

Клара-краля кралась к ларю.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Осип ос и п, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

9)Каковы особенности темпа речи?

Учитесь изменять темп своей речи! Читайте текст сначала медленно, а затем убыстряйте темп речи до максимума, сохраняя ясность, отчетливость произношения.

Темп речи убыстрять учусь,

Сейчас три круга я промчусь.

Вот в первый круг пустился я,

Хоть речь и быстрая моя,

Но до предела далеко,

Я говорю слова легко

И на пути ни оговорки,

В том помогли скороговорки.

Вот в круг вступил теперь второй,

Ускорился темп речи мой,

Все собранней, короче слово,

Точна предельна мысль моя,

А интонация готова

Все выразить, что вижу я.

Вот третий круг – еще быстрее,

Чтоб финиша достичь скорее!

Слова строчат из пулемета:

«Тра-та-та-та!» Язык наметан,

Весь речевой мой аппарат,

Готовый к бою, только рад,

Когда пред ним трудней задача.

Тренировался – есть удача!

Кто ж тренингом пренебрегал,

Тот в мастерстве своем отстал!

Произнесите одно и то же обращение так, чтобы собеседник почувствовал ваше отношение к нему. Используйте изменение тембра, удлинение ударного гласного звука, произнесение слова по слогам. Используйте также мимику и жесты.

Пора, красавица, проснись!

а) обращение к любимой;

б) обращение к продавщице, забывшей о своих обязанностях.

Работничек!

а) мать довольна помощью сына;

б) человек взялся за дело и не сумел сделать его;

в) наемный работник плохо справился с заданием.

11)Объясните интонационное и смысловое различие между двумя высказываниями в каждой паре фраз:

Придешь домой, поешь, уснешь.

Придешь домой – поешь, уснешь.

Жарко, солнце стоит над головой.

Жарко: солнце стоит над головой.

Зима суровая, лето знойное.

Зима суровая – лето знойное.

Статья может быть напечатана.

Статья, может быть, напечатана.

Я не видел брата, товарища и его сестру.

Я не видел брата товарища и его сестру.

1. Контрольное задание:

Составьте план тренировки собственного голоса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: