Общины, монастыри и сангха буддистов

Как уже было отмечено, предписания требовали монашеского образа жизни. И действительно, сангха – это ранние буддистские общины, которые представляли собой братства нищенствующих монахов (бикшу) и монахинь (бик- шуни). Они обривали голову, облачались в старую одежду и в таком виде собирали милостыню. Питаться бхикшу имели право только два раза в день, причем до полудня. Ели исключительно пищу растительного происхождения, от полудня до следующей зари строго запрещалось что-то брать в рот. Временным жилищем бхикшу были пещеры, либо заброшенные здания. В них они пережидали дожди и холод. Близ окрестности их обитания умерших бхикшу и хоронили. Со временем на месте их захоронения стали воздвигать надмогильные сооружения, памятники – ступы. Вокруг ступ сооружались монастыри. В их общину принимали независимо от кастовой принадлежности человека, однако были предусмотрены критерии, по которым попасть в общину было невозможно. Изначально все могли попасть в общину, но со временем ввелись данные критерии. Например, сангха не принимала преступников, солдат, рабов, должников и также не принимала никого, если их родители были против, так как нередки были случаи, когда подростки хотели вступить в общину. Постепенно начинал складываться устав бхикшу. Устав монахов был очень строг: членам сангхи не дозволено было иметь какого – либо имущества, кроме одежды желтого цвета (желтый цвет был в Индии присвоен низшим, «нечистым» кастам), они жили подаянием, ели один раз в день перед заходом солнца, давали обет безбрачия и т. д. Вступивший в общину должны были отказываться от всего мирского: от семьи, от касты и варны, от собственности, во всяком случае на момент пребывания в общине. В любой момент вступивший в сангху мог выйти из нее и вернуться к мирской жизни.

Естественно, что не все люди могут пойти на такие жертвы. Большинство последователей Будды предпочитали оставаться в мире и отказывались от такого образа жизни. Таких людей, отрешившихся от жизни, в общине называли — упасака (женщин — упасика). То есть они лишь почитали учение Будды, они не стремились к совершенству и соблюдали лишь минимальные пять запретов, делали пожертвования в пользу монашеской общины. Буддистское вероучение не обделяло таких мирских последователей Будды, так как они были необходимы для буддистских общин. Мирские последователи содержали монахов и монахинь, потому что сами монахи не работали и жили лишь благодаря подаяниям.[12]

Вскоре монастыри превратились в систему организации буддистов, но они были не знакомы со структурой церкви и не имели влиятельного сословия жрецов. Итак, центрами буддизма стали монастыри. Они были важными и главными очагами распространения учения Будды. В стенах монастыря буддистские монахи записывали на языках пали и санскрите священные тексты, которые со временем составили буддийский канон – Трипитаку. Так же записывали и первые сутры. В монастырях обучались письму и чтению поступившие служки и послушники. Они изучали священные тексты, получая хорошее по тем меркам образование.

Те, кто решал посвятить религии всю свою жизнь, готовились к ординации, обряду посвящения. Обряд представлял собой довольно сложную структуру. Послушник подвергался суровому истязанию, порой это доходило до таких инцидентов, что, испытывая послушника на силу и дух, сжигали его палец перед алтарем Будды. После выполнения данного обряда на молодого монаха накладывали пять обетов-обязательств:

1.Не пой и не танцуй.

2.Не спи на удобных постелях.

3.Не ешь в неположенное время.

4.Не стяжай.

5.Не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет.

Кроме десяти основных обетов, существовало множество (до 250) незначительных запретов, которые помогали монахам соблюдать более праведную жизнь. Соблюдение данных запретов было очень сложным. Такого рода психологическую нагрузку мог не каждый вынести, и поэтому нарушения в соблюдении запретов было нередким среди монахов. Поэтому монахи обязаны были два раза в месяц, с целью очищения души, в новолуние и в полнолуние, собираться для взаимных исповедей. В зависимости от тяжести совершенного греха могли применяться и санкции, чаще всего они применялись в виде добровольно взятого на себя покаяния.

Далее с распространением общин появились и женские общины. Они были организованы по принципу мужских сангх, но все главные церемонии проводили специально назначавшиеся из мужской общины монахи. Но визиты монахов в женскую общину были строго предписаны: монахи не имели право переступать порог кельи монахинь. Женские общины отличались от мужских общин своим расположением. Если мужские располагались на пустынных и отдаленных местах, то женские были поблизости от поселений.

Правила жизни монахов определялась текстами Винаяпитаки – важной частью Трипитаки. Кроме Винаяпитаки в Трипитаку входили – Сутрапитака, поясняющая суть Трипитаки, и Абидхармапитака (религиозно – философские тексты). Эти тексты были очень ценными для буддистов. Монахи занимались данными текстами, они их оберегали, сохраняли и переписывали, а хранили их в библиотеках – архивах при наиболее крупных и известных монастырях. Например, в Индии в первых веках нашей эры таким центром стал монастырь Наланда, куда отовсюду стекались буддисты, чтобы набраться мудрости, получить образование, переписать священные тексты доктрины.

Медитация – главное занятия монахов, которые стремились к нирване и просветлению. Медитация в буддизме отличается от обычной медитации тем, что в ней предполагается упражнять свой ум. Сущность медитации проявляется в двух видах:

1. В искусстве самадхи, то есть в искусстве развития спокойствия, терпения.

2. В практике виппасаны, т.е. в развитии умения и готовности интуитивному восприятию.

Эти 2 вида медитации требуют подготовки и тренировки, чтобы научится сосредотачиваться на настоящем, не думать о прошлом и не представлять свое будущее. Для этого также важно и дыхание, так как она является регулятором всех чувств. Только сочетание форм медитации и дыхания поможет развить чувство интуиции. Итак, медитация в буддизме является методом для того, чтобы не только понять и познать основы учения Будды, но и прочувствовать всю концепцию, воспринять ее изнутри. [13]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: