Предложениях


1.Простые предложения в составе сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятыми.

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

Рассвет, и солдаты пошли в бой снова (односоставное назывное и двусоставное).

2. Если второе предложение выражает неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то вместо запятой ставится тире.

Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый - а виноват смотритель.

3. Если простые предложения в составе сложного значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой.

Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживая по квартире; а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную.

4. Запятая перед союзами И, ДА (в зн. И), ИЛИ, ЛИБО, в сложносочиненном предложении не ставится:

а) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение:

Неужели вы этого не знали и я вам сказал новость?

Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой.

б) между двумя назывными предложениями:

Прогулка в лесу и катанье на лодках.



Упражнение № 1. Объясните знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Ответ записываете курсивом в скобках после каждого предложения.

1.В полях тает, а в лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 2.Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье. 3.Положим, лошади и люди смогли бы переплыть, но как перетащить груз? 4. Взошла луна – и смолкли голоса. 5. Лошадей привязали, однако кучер никак не мог успокоиться. 6.И кровь приливала к коже, и кудри мои вились.

Упражнение № 2. Прочитайте предложения. Письменно объясните постановку точки с запятой в сложносочиненном предложении. Подчеркните в каждом предложении главные члены. Вставьте пропущенные буквы.

1.Вошел слуга с каким-то докладом; но Алексей Абрамович не считал нужным его заметить, а слуга не смел потр..вожить барина. 2. Я велел пол..жить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся вниз на д..лину; но густой туман, нахлын..вший волнами из ущел..й, покрывал ее соверше..о. 3. Солнце уже давно встало, когда Рудин приш..л к Авдюхину пруду; но не веселое было утро.

Упражнение № 3. Прочитайте текст. Определите его стилистическую принадлежность. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

- Да было около десяти часов утра досточтимый Иван Николаевич сказал профе..ор.

Поэт провел по лицу как человек только (что) очнувшийся и увид..л что на Патриарших вечер.

Вода в пруде почернела и легкая лодочка уже скользила по ней и слышался плеск весла и смешки какой(то) гражданки в лодочке. В а..еях на скамейке появилась публика но опять (таки) на всех трех сторонах квадрата кроме той где были наши соб..седники.

Небо над Москвой как(бы) выцв..ло и соверше..о отч..тливо была видна в высотеполная луна но еще (не)золотая а белая. Дышать стало гораздо легче и гол..са под липами теперь звучали мягче (по)вечернему.

Упражнение № 4. Расставьте и объясните употребление знаков препинания. Отметьте, в каких случаях вам встретились простые предложения, а в каких – сложные: сложные выделите курсивом, а простые жирным шрифтом.(с.35 точка)

1.Храбрость для защиты Отечества – добродетель но храбрость в разбойнике – злодейство. 2. В природе и в чинах высокость хороща но что в ней прибыли когда низка душа. 3. Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки. 4. Человек в обществе должен расти согласно своей природе быть самим собой и единственным. 5. Как прекрасные и возвышенные мысли утрачивают привлекательность и силу так и пустяки во веки веков останутся пустяками. 6. Если бесчестья бояться то и счастья не будет. 7. Пусть думает о тебе всякий что ему угодно а ты будь тем что ты есть.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Несколько раз прочтите стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

Сказка

… И снилось мне, что мы, как в сказке,

Шли вдоль пустынных берегов

Над диким синим лукоморьем

В глухом бору, среди песков.

Был летний светозарный полдень

Был жаркий день, и озарен

Весь лес был солнцем, и от солнца

Веселым блеском напоен.

Узорами ложились тени

На теплый розовый песок,

И синий небосклон над бором

Был чист и радостно – высок.

Играл зеркальный отблеск моря

В вершинах сосен, и текла

Вдоль по коре, сухой и жесткой,

Смола, прозрачнее стекла…

Мне снилось северное море,

Лесов пустынные края…

Мне снилась даль, мне снилась сказка –

Мне снилась молодость моя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: