Вопрос 1. Модели функционирования денежных властей в ретроспективе

СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

Оглавление

Вопрос 1. Модели функционирования денежных властей в ретроспективе. 2

Вопрос 2. Процесс образования центральных банков. 6

Вопрос 3. Сущность и классификация центральных банков. 9

Вопрос 4. Функции и элементы структуры центрального банка. 13

Вопрос 5. Развитие Банка России. 15


Вопрос 1. Модели функционирования денежных властей в ретроспективе

Модели функционирования денежных властей в ретроспективе

1. Эпоха свободной банковской деятельности (freebanking). Кредитные организации конкурировали между собой в сфере денежной эмиссии. Каждый крупный банк выпускал собственные ноты (банкноты) под депонированное на счетах золото или серебро. Денежное предложение, таким образом, соответствовало предложению драгоценных металлов. Курс обмена между металлами и нотами оставался неизменным, что естественным образом приводило к фиксации валютных курсов между странами. Банковские учреждения регулировалась на тех же основаниях, что и торговые и промышленные предприятия. В некоторых странах существовала «ограниченная свободная банковская деятельность» (restricted free banking). Ограничения принимали различные формы, например, в Англии и Соединенных Штатах было запрещено открытие банковских отделений и филиалов. Правительства на американском континенте и в Европе в XIX в. часто навязывали банкам обязательства по выкупу казначейских ценных бумаг. Первое ограничение множило число банков, а второе — превращало их в своеобразные фонды денежного рынка. Правительство не эмитировало собственные банкноты, в результате чего на внутреннем рынке отсутствовали унифицированные денежные власти. На сегодня свободная банковская деятельность не существует ни в одной стране мира.

2. Частная денежная монополия (privatemonopolyissue). Частная монополия на денежную эмиссию возникала, когда правительство наделяло исключительными правами коммерческий банк эмитировать деньги, привлекать депозиты и выдавать кредиты. Государство вводило частную денежную монополию как решение проблемы низкого доверия к банковской системе, из-за которой свободная банковская деятельность не могла осуществляться. Частная монополия на денежную эмиссию подразумевает фиксированный обменный курс к якорной валюте. На сегодня частная денежная монополия не существует ни в одной стране мира.

3. Свободная денежная эмиссия (freemoneyissue). Свободный выпуск денег осуществляется хаотично правительством и частными банками безовсякого контроля за денежным предложением и колебанием валютного курса. Широко известны только два исторических примера свободной денежной эмиссии: Канада (1914-1926, 1929-1935 гг.), а также Гонконг (1974-1983 гг.).

4. Официальная долларизация (officialdollarizatiori). Представляет собой законное использование долларов США или других иностранных валют в качестве внутренних денег. На ранних этапах становления денежных властей «иностранные валюты» представляли собой национальные валюты стран-метрополий, которые обращались на территории колоний. В XVII-XVIII вв. параллельное обращение монет различных государств представляло собой обычную практику.

5. Ортодоксальное валютное правление (orthodoxcurrencyboard). Ортодоксальное (каноническое, классическое) валютное правление является учреждением, эмитирующим банкноты и монеты, которые при предъявлении первого требования свободно конвертируются по фиксированному курсу обмена в иностранную валюту или другой внешний резервный актив. Обычно валютное правление не принимает депозиты правительства или коммерческих банков, однако если это происходит, то они должны не менее чем на 100 % покрываться внешними резервами. Ортодоксальное валютное правление придерживается пассивной денежно-кредитной политики: эмиссия осуществляется в соответствии с состоянием платежного баланса, сохраняется полная конвертируемость, а стерилизованные интервенции, так же как и кредитование банков, полностью исключены. Были нередки случаи, когда несколько стран имело объединенный институт валютного правления, ведавший политикой в рамках единой валютной зоны.

6. Модифицированное валютное правление (modifiedcurrencyboard). Модифицированное (квазивалютное, гетеродоксное) валютное правление представляет собой измененный аналог классического валютного правления. Оно обладает монополией на денежную эмиссию и комбинирует функции канонического правления и центрального банка. Например, модифицированное правление может не иметь 100 % покрытия денежной базы резервными активами, проводить стерилизованные интервенции и выдавать краткосрочные ссуды банковскому сектору. В отличие от канонического правления, оно, несмотря на фиксированный валютный курс, проводит более активную политику, что придает ему сходство с дискреционными денежными властями.

7. Валютный институт (monetary institute). Валютный институт представляет собой прототип центрального банка. Первый валютный институт был создан в Индии в 1861 г., когда страна находилась под британским владычеством. По своим функциям он стоит на промежуточной стадии эволюции денежных властей от валютного правления к центральному банку. Конечная цель его деятельности состоит в том, чтобы сохранять фиксацию обменного курса к якорной валюте в условиях активной денежно-кредитной политики. Валютный институт имеет коэффициент обеспеченности резервами денежной базы менее 100 %. Как правило, он является правительственным учреждением, хотя в редких случаях валютный институт может принадлежать частному сектору.

8. Центральный банк (centralbank). На сегодня центральный банк является превалирующим типом денежных властей во всем мире. Он представляет собой орган денежно-кредитного регулирования, обладающий дискреционными полномочиями в области денежной и валютной политики, в чью компетенцию входит также надзор за банковским сектором. Центральный банк является молодым институтом, реальная история развития «центробанковского дела» начинается в XX в. На протяжении XVI—XIX вв. было создано всего около двух десятков государственных эмиссионных банков, да и то их функции были сильно ограничены. Многие центральные банки относятся к квазиинститутам, поскольку правительства передали им не только полномочия, касающиеся денежно-кредитного регулирования, но и функции коммерческих банков. В других странах центральные банки, наоборот, имеют урезанные полномочия — функции по надзору и регулированию банковского сектора отданы в руки специализированного банковского агентства. Кроме того, ответственность за политику валютного курса может быть разделена между денежными властями и правительством или вовсе отнесена на счет казначейства.

9. Правительство в роли эмитента (governmentissue). Национальное правительство может эмитировать банкноты напрямую или через финансового посредника — казначейство, в редких случаях через центральный банк или валютное правление. Денежную базу составляют наличные деньги в обращении и депозиты в Министерстве финансов. Выступая в роли эмитента, правительство может придерживаться только двух режимов валютного курса — плавающего или ограниченно гибкого курса. Как и в случае с центральным банком, правительство реализует денежно-кредитную политику в широком диапазоне вариантов: от механической эмиссии, предназначенной для финансирования дефицита госбюджета, до сложных стационарных процедур.

10. Оккупационные власти (occupation monetary authority). Особый режим функционирования денежной системы возникает в ходе военной оккупации захваченной территории. Оккупационные власти могут ввести в наличное обращение деньги страны-завоевателя, но только при наличии жесткого валютного контроля. Так, например, поступило итальянское правительство в ходе оккупации Эфиопии во время Второй мировой войны в мае 1936 г. — апреле 1941 г. Однако чаще всего оккупационные власти вводят в обращение денежные суррогаты — купоны, талоны, карточки и пр., которые составляют денежную базу. Например, на оккупированной территории третьего рейха 1940 – 1945 гг. – оккупационная рейхсмарка; в Ливии (февраль 1943 г. — март 1952 г.) и Сомали (март 1941 г. — май 1950 г.) одновременно обращались две оккупационные валюты: французские колониальные франки и лиры Британской военной администрации. Кроме них, на территории двух бывших итало-немецких колоний также имели хождение египетские фунты, выпущенные частным Национальным Банком Египта. Легального валютного рынка на оккупационной территории, как правило, не существует, и местные деньги можно обменять на иностранную валюту только на черном рынке по спекулятивному курсу. Официально валютный курс оккупационных денег остается стабильным, однако на черном рынке он подвержен стремительной девальвации. Оккупационные деньги в отсутствие полноценной конвертируемости представляют собой фискальный инструмент, пополняющий казну властей и обесценивающий благосостояние населения.

11. Монобанк (monobank). Государственный монобанк является разновидностью центрального банка, действующего в планово-директивной экономике нерыночного образца. Центральные банки, так же как и другие финансовые учреждения в нерыночной экономике, находятся под управлением правительства, которое планирует, организует и контролирует их деятельность. Монобанк, кроме монополии на денежную эмиссию, обладает еще монополией на банковский кредит и валютной монополией на покупки и продажу валюты на внутреннем рынке. Формирование валютной монополии означает закрытие рынка обмена валют и введение директивного (административного) валютного курса. Некоторые страны, строившие национальную экономику по социалистическому образцу, пытались полностью отказаться от денег и перейти на бартерные отношения, но этот эксперимент нигде не был удачным. Большинство монобанковских систем прекратило свое существование в конце 1980 — начале 1990-х годов с кризисом социалистической системы хозяйствования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: