Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.
Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека.
Международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами — участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные — по отношению к третьим странам. На международном уровне создано несколько организаций, призванных регулировать миграционные процессы.
Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г., в 1946 г. МОТ стала специализированным подразделением ООН. Основными задачами функционирования МОТ являются:
содействие обеспечению социальной справедливости:
разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни мигрантов;
выработка международных трудовых стандартов;
борьба с безработицей;
разрешение проблем социального страхования.
Международная организация по миграции (MOM) образована в 1949 г. как международная организация по делам беженцев. В данную организацию входят более 80 стран. В рамках MOM осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», предоставления экспертных услуг.
В рамках ОЭСР создана система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.
Регулирование миграции рабочей силы осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений, международно-правовыми актами, законодательствами государств. В национальном законодательстве находят отражение две тенденции (табл. 6):
к открытой экономике и соответственно свободному перемещению трудовых ресурсов;
к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
Большинство стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Международная организация труда определила ряд целей
Эмиграционная политика государства
Прямые методы регулирования | Косвенные методы регулирования |
Экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынке зарубежных стран Структурная политика (лимитирование выдачи заграничных паспортов: запрет на выезд отдельных категорий работников; введение эмиграционных квот) Требования-условия к субъектам трудовой миграции — фир- мам-посредникам, трудящимся- мигрантам | Валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа Предоставление льгот по валютным вкладам Продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогом Таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся |
эмиграционной политики стран-экспортеров. К ним относятся:
эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;
эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий уровень жизни;
требование возвращения эмигрантов на родину сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессии и образования.
Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла: выезд рабочей силы из страны, пребывание за границей, возвращение на родину.
Страны-реципиенты применяют ограничения на въезд трудовых мигрантов:
профессиональная квалификация; возрастной ценз; состояние здоровья;финансовые ограничительные нормативы; количественное квотирование; отраслевые ограничения; социальные ограничения; политические ограничения.
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
• уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство; первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента; налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.
Российским законодательством также регулируется въезд иностранной рабочей силу в страну. Это дает возможность контроля процесса привлечения иностранной рабочей силы. Эмиграция из России характеризуется двумя процессами: «утечкой умов» и бизнес-миграцией, т. е. эмиграцией предпринимателей, вызываемой отсутствием политической и экономической стабильности в России, засильем криминалитета, стремлением использовать собственный капитал в более благоприятной среде.
С принятием в 1991 г. Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (Новая редакция принята 20 апреля 1996 г.) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу.
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:
более высоким уровнем жизни за рубежом и выгодными условиями труда, предлагаемыми там;
численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы из РФ, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером.
Экономическая миграция в Россию на современном этапе определяется наличием вакантных рабочих мест: соотношение числа вакансий к численности безработных по России составляет 0,48. Для сравнения это соотношение для Армении равно 0,004; для Украины — 0,046. Практически во всех государствах СНГ перспектива найти работу равна нулю, за исключением России, Беларуси и Узбекистана.