Билет № 16 2. Стихотворения М.И.Цветаевой о Москве. Чтение наизусть одного из них

1. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фантастика и реальность (на примере одной повести).

Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! какая чувствительность!” — писал А. С. Пушкин о “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголя. Романтизм “Вечеров” жизнен, “объективен”. Эстетически идеал Гоголя — утверждение полноты и движения жизни, красоты человеческой духовности. Гоголя привлекает все сильное, яркое, содержащее избыток жизненных сил. Описания природы проникнуты мотивом гармонии. Они построены на явном или скрытом параллелизме состояния природы и автора. Границы между реальным и фантастическим в “Вечерах” неуловимы. Например, в “Ночи перед Рождеством” история смыкается с современностью по принципу контраста красоты героического прошлого с безобразием и тусклостью современности. Комический эффект производит гоголевский прием “обытовления” фантастического. Черти и ведьмы перенимают ухватки, поведение реальных комедийных персонажей. Различны рассказчики, из которых каждый имеет свой тон и манеру. Благодаря этому воспроизводится романтическое мировосприятие автора, включающее лирико-патетическое и юмористическое видение жизни. С романтической эстетикой Гоголя роднит понимание народности как духовной категории, сближение понятий национального и народного. Народ изображен в “естественном” и вместе с тем “праздничном”состоянии. “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные и жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, — все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя” (В. Г. Белинский).

2. Стихотворения М.И.Цветаевой о Москве. Чтение наизусть одного из них.

Марина Ивановна Цветаева родилась почти в самом центре Москвы. Дом в Трехпрудном переулке она любила словно родное существо. Московская тема появляется уже в ранних стихах поэтессы. Москва в ее первых сборниках — воплощение гармонии. В стихотворении «Домики старой Москвы» город предстает как символ минувшего. В нем — слова и понятия, передающие аромат старины: «вековые ворота», «деревянный забор», «потолки расписные», «домики с знаком породы». Цветаева ощущала себя прежде всего жителем Москвы:
— Москва! — какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси бездомный,

Мы все к тебе придем...
В ее лирике звучит своеобразие московской речи, включающей в себя ладный московский говор, диалектизмы приезжих мужиков, странников, богомольцев, юродивых, мастеровых.
В 1916 году Цветаева написала цикл «Стихи о Москве». Этот цикл можно назвать величальной песней Москве. Первое стихотворение «Облака — вокруг...» дневное, светлое, обращенное к дочери. Откуда-то с высоты — с Воробьевых гор или с Кремлевского холма — она показывает маленькой Але Москву и завещает этот «дивный» и «мирный град» дочери и ее будущим детям:
Облака — вокруг,
Купола — вокруг,
Надо всей Москвой —
Сколько хватит рук! —
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
Будет твой черед:
Тоже — дочери
Передашь Москву
С нежной горечью...

А следом Марина Цветаева дарит Москву поэту Осипу Мандельштаму:
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат...

Вместе с ним она как бы обходит весь город: через Иверскую часовню на Красную площадь и через Спасские ворота — в Кремль, на свой любимый «пятисоборный несравненный круг» — Соборную площадь.
Третье стихотворение этого цикла — ночное. Трудно сказать, с каким реальным событием оно связано. Московские улицы в этом стихотворении другие, страшные:
Мимо ночных башен

Площади нас мчат.

Ох, как в ночи страшен

Рев молодых солдат!
Поэт дорожит Москвой не только как родным городом, но и как святыней Отечества, столицей России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: