Домашнее задание №2

1) Деятельность киевских князей до Владимира I (включительно)

Князья Деятельность
Рюрик (862-879)
  • предводитель варяжской дружины, приглашенный новгородцами для прекращения. Княжил в Новгороде или на Ладоге
  • считается родоначальником династии Рюриковичей
  • Кем был Рюрик, откуда он пришел, какую роль играл в становлении рус. государственности - неизвестно
Олег (882-912) князь Новгородский (879-882); князь Киевский (882-912); преемник Рюрика, брат его жены Ефанды; опекун малолетнего Игоря;
  • три года после смерти Рюрика остается в Новгороде и, упрочив здесь свое положение, направляется во главе сборной дружины из варягов и северных племен на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Он покоряет встречающиеся по пути города и, захватив Киев, основывается здесь и переносит центр объединенного государства в Киев. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства
  • покорил древлян, северян и радимичей, уничтожая при этом зависимость от хазар, данниками которых они были
  • укрепив свое влияние наложением дани и посажением посадников и оградив границы от нападений соседей-кочевников возведением окраинных городов, направляется дальше на юг - в Византию.
  • В 907 году организовал большой поход на Византию и добился успеха, а в 911 году послал в Царьград своих послов утвердить договор между греками и Русью, существенные пункты которого следующие: 1) судопроизводство по гражданским и уголовным делам; 2) преступления против жизни и телесной неприкосновенности; 3) преступления имущественные: кража с поличным и грабеж; 4) помощь в случае несчастья на море, выкуп пленных, наем воинов; 5) отыскание рабов, охрана наследства, возвращение скрывшихся преступников.
  • Вскоре по подписании договора Олег умер, по одной летописной версии - в Киеве, по другой - на севере (и похоронен в Ладоге), по третьей - за морем, от укуса змеи.
Игорь (912-945) Сын Рюрика, преемник Олега
  • подавил восстание древлян, покорил племенные объединения между Днестром и Дунаем, дважды вторгался на Кавказ
  • в 913 совершил поход по побережью Каспийского моря, дойдя до Баку и захватив огромную добычу. В разгар этих походов печенеги вторглись в пределы Киевской Руси, с ними удалось заключить перемирие.
  • Поход 941 провалился. Для похода 944 И. собрал большое войско и вынудил византийцев заключить взаимовыгодный вечный мир.
  • убит ок. Искоростеня при попытке вторично собрать дань с древлян (полюдье).
Ольга (945-957(69)) киев. княгиня, жена киев. кн. Игоря Рюриковича
  • после убийства мужа древлянами (945), согласно летописному преданию, взяла управление гос-вом в свои руки в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе. В том же году начала войну с древлянами, которая длилась ок. года. В 946 с большим трудом добилась их капитуляции, и результате которой были сохранены и древлянск. города, и жизнь многих их обитателей
  • затем совершила поездку в Новг. землю, где по дороге устанавливала на реках Мете и Луге уроки и дани
  • значительно расширила земельные владения Киев. великокняж. дома
  • в 955 (или 957) посетила с посольством Константинополь, где приняла христианство по именем Елены
  • продолжала управлять гос-вом и после возмужания сына, который находился всё время в походах. В его отсутствие (968) руководила защитой Киева от печенегов
  • канонизирована рус. православ. церковью
Святослав (957-972)
  • совершал походы с 964 из Киева на Оку, в Поволжье, на Сев. Кавказ и Балканы
  • освободил вятичей от власти хазар
  • разгромил (965) Хазарский каганат
  • в 967 воевал с Болгарией за Подунавье. C 60-тысячным войском в 970 году он нанес болгарам поражение при Доростоле
  • поставил г. Переяславец на нижнем Дунае.
  • в союзе с венграми, болгарами и др. вел русско-византийскую войну 970-971
  • укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства
  • Убит печенегами у днепровских порогов
Ярополк (972 – 980)
  • после гибели отца предпринял попытку объединить под своей властью всю Русь. Он победил в междоусобной борьбе брата, Олега Древлянского; другого брата, Владимира Новгородского, заставил покинуть пределы страны и присоединил их земли к своим владениям, став верховным правителем Руси
  • привлек к себе на службу печенежскую орду хана Илдеи
  • заключил новый мирный договор с Византией
  • вел дипломатические переговоры с Римом
  • Поддерживал христиан, что не нравилось язычникам. Этим воспользовался сводный брат Ярополка Владимир. С помощью варягов он захватил Новгород и Полоцк и осадил Киев. Ярополк бежал в город Родень. Пытаясь заключить мир с братом, Ярополк отправился в Киев, где был убит варягами Владимира. В 1044 его кости были выкопаны из могилы и крещены.
Владимир Красно Солнышко (980-1015)
  • когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980). Варяги, помогавшие Владимиру, потребовали дани, но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию
  • В 981 г. Владимир покоряет червенские города
  • в 982 г. идет на вятичей
  • в 983 г. - на ятвягов
  • В 984 г. - поход на радимичей
  • в 985 г. - поход на болгар.
  • В 986 г. Миссионеры различных стран являлись к Владимиру, греческие посеяли идею христианства.
  • По совету бояр и старцев, Владимир отправил посольство для испытания вере; лучшей оказалась греческая. Бояре и старцы, руководясь примером Ольги, посоветовали Владимиру креститься
  • В 987 году был заключен договор, по которому Владимир обязался оказать помощь императору Василию II, а взамен тот обязался отдать за Владимира свою сестру Анну, для чего Владимир должен был креститься. Владимир оказал помощь, но Анна не приехала. Поэтому князь свершает поход на греческий город Корсунь (Херсонес в Крыму) и захватывает его
  • в 988 году в Херсонесе совершается обряд крещения Владимира и свадьба с приехавшей туда византийской царевной Анной
  • по возвращении в Киев Владимир разрушил идолов и крестил киевлян (988)
  • после крещения Владимир совершил еще несколько походов, успешно отбивался от печенегов, строил против них города
  • как христианин, заботился о просвещении (ему приписывается основание первой школы) и о построении церквей (996).
  • Владимир разослал по областям сыновей. Один из них, Ярослав Новгородский предал отца. Владимир готовился к походу на сына, но заболел и умер 15 июля 1015 г.

2) Концепция городов-государств. Основные положения

История всех «первичных» земледельческих социумов, перешедших на стадию цивилизации, начиналась, как правило, с небольшого социально-политического образования – города-государства, представляющего собой город с прилегающей к нему сельскохозяйственной округой, характерными признаками которого являются:

  • Сравнительно небольшие размеры. Из-за низкой плотности населения, размеры городов-государств Руси были больше, чем другие города-государства.
  • Наличие города – политико-административного, сакрального (религиозного) и военного центра. При этом возможно объединение (добровольное или насильственное) городов-государств в конгломераты разной прочности с определенной иерархией между ними;
  • Единство города и прилегающей к нему сельскохозяйственной округи.
  • Наличие в рамках города-государства общины, сохраняющей определенное социально-политическое единство несмотря на социальную и имущественную стратификацию (расслоение, группировку) ее членов. Постепенно, эта община разлагается и по мере ее разложения, как и по мере распада единства города и сельскохозяйственной округи, происходит превращение города-государства в «территориальное царство»;
  • Деление «большой» общины города-государства на ряд «меньших» общин: городских (районы и улицы города) и сельских, объединение которых (насильственное или добровольное) и приводит к становлению города-государства;
  • Важная роль народного ополчения в военной организации города-государства. Характерно, что участниками ополчения были как горожане, так и сельские жители

3) Культура Древней Руси в период политической раздробленности до Монгольского нашествия (т.е. XII – XIII вв)

Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец общим были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

Во второй половине ХП — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода:

-культуру восточного славянства,

-культуру Киевской Руси,

-культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.

С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: