по самостоятельной работе «Грузовой план судна»
по дисциплине: «Технология перевозки грузов».
Специальность:
180403.65 «Судовождение»
Квалификация (степень) выпускника - специалист
Москва 2013
Расчет и составление грузового плана
Правильно загрузить судно – значит обеспечить его безопасное плавание при одновременном максимальном экономическом эффекте. Расчет грузового плана серьезная инженерная работа с большим количеством решений, из которых надо выбрать оптимальное для данных условий. При этом само понятие «оптимальное» не всегда может быть однозначным. В одном случае – это наиболее полное использование грузоподъемности или грузовместимости судна, в другом – получение максимального дохода, в третьем – сохранение судном каких–либо заранее заданных характеристик мореходных качеств и пр.
Размещение грузов на судне должно обеспечивать выполнение следующих основных условий:
- исключить возможность порчи грузов от их взаимного вредного влияния (действия влаги, пыли, запахов, возникновения различных химических процессов и пр.), а также повреждения нижних слоев груза от тяжести верхних;
|
|
- обеспечить максимальную производительность труда при грузовых операциях и возможность выполнять их в промежуточных портах захода;
- исключить смешивание грузов разных коносаментных партий;
- обеспечить прием на борт целого числа коносаментных партий;
- сохранить общую и местную прочность корпуса;
- обеспечить во время перехода оптимальный или хотя бы близкий к нему дифферент;
- гарантировать, что на всех этапах рейса остойчивость судна не станет ниже пределов, предусмотренных нормами, исключив при этом и возникновение чрезмерной остойчивости;
- максимально использовать грузоподъемность или грузовместимость судна, в зависимости от того, какая из указанных величин будет лимитирующей;
- обеспечить получение фрахта, максимально возможного в данных условиях перевозки.
Такие многочисленные, иногда противоречивые требования делают составление грузового плана весьма трудоемким, особенно при перевозках разнородных партий груза и нескольких портах погрузки–выгрузки.
Обычная последовательность операций при расчете загрузки судна следующая:
- определяют общее количество груза, которое может быть принято к перевозке в данном рейсе;
- подбирают грузы, исходя из условий полного использования грузоподъемности судна или его грузовместимости или получения максимального фрахта;
- распределяют нагрузки по грузовым трюмам с учетом необходимости обеспечить прочность корпуса;
- размещают по грузовым трюмам грузы в зависимости от возможности их совместной перевозки и обеспечения сохранности, а также последовательности выгрузки в промежуточных портах;
|
|
- определяют, исправляют и проверяют дифферент;
- определяют, исправляют и проверяют остойчивость.
Для расчета и составления грузового плана судна необходимо знать:
- основные данные о судне;
- условия предстоящего рейса;
- наименование грузов предъявляемых к перевозке.
Располагая всеми этими данными, приступают к расчету и составлению грузового плана