Рыцарский роман

один из центральных жанров средневековой повествовательной литературы, получивший общеевропейское распространение. Сложился в сер. XII в., первые памятники возникли в окружении Генриха II Плантаге-нета и Алиеноры Аквитанской, а также их прямых потомков. Сюжетное ядро жанра образуют бретонские сказания, группирующиеся вокруг полулегендарного короля бриттов Артура и его сподвижников - рыцарей Круглого Стола.

Темы:

· Тема любви

· Тема авантюры (приключений)

«Роман о Тристане и Изольде». Первооснова – бретонские сказания. Идеальное служение, идеальная любовь, тема долга и верности. Излюбленный сюжет трубадуров и труверов.

анний рыцарский роман представлял собой объемную стихотворную композицию, довольно рыхлую по структуре. Ее главный романный признак — заметный акцент на личной судьбе главного героя. Мировая история и великий полководец теперь разделились. Александр Македонский смертен, его жизнь обозрима, судьба единственна. Рыцарский кодекс героя — не только воинская доблесть, сила и мужество, но и великодушие, щедрость, галантность, вежество. Мотив служения даме в сюжетной линии романа отсутствует, хотя в систему воспитания Александра входила наука "куртуазно говорить с дамой о любви".

Большую роль играет любовь в "Романе о Трое" (ок. 1165 г.). Батальные сцены и здесь на первом плане, однако рядом с ними, явно с учетом новых вкусов читателей, появляются рассказы о любви Ахилла и Поликсены, Медеи и Ясона, Троила и Брисеиды. Любовь уже очень много определяет в жизни каждого героя-воина, хотя культ служения даме им еще незнаком.

В рыцарском романе образ короля переосмыслен: здесь он воплощает высший идеал рыцарственности, он глава идеального государства, которое существует вне реального пространства и реального времени и которое во всем противостоит повседневному миру. В этом особом идеальном мире много чудесного, таинственного, фантастического. Здесь свой порядок жизни, свои особые законы общежития. Содружество славных рыцарей — это мечта, это поэтическая утопия. Образным олицетворением главного принципа этого "государства" является Круглый стол — стол согласия, дружбы, мира. Располагаясь за этим столом, все рыцари оказываются равны. Поэтому "Бретонский цикл", или цикл "Короля Артура", называют еще и циклом "Круглого стола".

Крупнейшим создателем этого типа рыцарского романа был французский поэт Кретьен де Труа. Сохранилось пять романов Кретьена де Труа: "Эрек и Энида" (1170 г.), "Клижес" (1170 г.), "Ивейн, или Рыцарь со львом", ''Ланселот, или Рыцарь телеги'' (оба — 1176—1181 гг.), "Персеваль" (1181—1191 гг.).

9. Городская литература, её жанры.

Рыцарская литература уходит от реальности. На смену - городская лит-ра. Меняется и жанры и стиль.

Фаблио – небольшие стихотворные рассказы о забавных и нелепых происшествиях из обыденной жизни.

Простейшие – чисто анекдот. Некоторые –социальной направленности. Также сатира, разоблачение пороков. В центре внимания – горожане. Фаблио дали материал для новелл Боккаччо и других рассказчиков.

В Германии аналогичный жанр – шванки. Повесть «Поп Амис» - хитрый священник. «Фермер Хельмбрехт» - Австрия, небольшой роман из шванка.

К фаблио очень близок французский «Роман о лисе». Ренар, проделки лиса. Тридцать частей – ветвей, складывалась три четверти века с конца 12 до середины 13, не менее 10 авторов. В основе не цельная фабула, а разрозненные произведения. Прямой источник – сказки о животных. Фольклор. При возникновении сатирич. целей не было. Но потом все больше и больше. Это соответствует изменению сознания горожан. Сословные насмешки. К середине 13 века основная часть закончена. Однако дополнения продолжают появляться.

"Коронование лиса». «Рейнеке-лис» Гете. Франция «Роман о розе». Первая часть в 30-х годах 13 века.

Гильом де Лоррис – куртуазные тона. Через сорок лет Жан де Мен, другой дух. Природа и Разум – все, нападение и сатира. Следует Аристотелю и Платону.

Лирика: ваганты или голиарды. Близко к народной поэзии. Сатирические и радостные песни. Гюг Орлеанский, Архипиита писали стихи. Городская лирика, пастораль.

Рютбеф – публицистич поэзия, реализм злободневность.

Баллады. Драма- интенсивное развитие с 13 века. Церковь создала собственный театр. Связь с литургией (сценки из библии в лицах) и народной карнавальной традицией. Антифоны – респонсории, обмен репликами между хорами. Тропы – тексты из библии. Пантомимы на библ темы. «Плач Рахили». С 12-13 стали мистериями, обмирщаются.

«Игра об Адаме». Попытка создания характеров.С 13-14 во Фр. и Англ. мистерии от церкви- к городским цехам. С 15 века более бытовые, комические. Мистерии разрослись, появились циклические – после 1450.

Миракль в 13 веке во Фр. Предания о богоматери и святых. Примесь развлек элементов. «Игра о св. Николае», «Миракль о Теофиле» Рютбефа.

Городские комедии – источник народные выступления. Адам де Ла Аль – две пьески. В 15 веке возродились искорененные ранее праздники дураков, «беззаботные ребята», два жанра: фарсы и соти. Первый – острокомические интермедии, в 14 веке расширился в отдельные пьески. Близки к фаблио. «Адвокат Патлен».

Автор соти Пьер Гренгуар «Игра о князе дураков и дурьей матушке» - политика. Особый тип- немецкие фастнахтшпили (от слова масленица). Народная игра. В дом входили ряженые, играли эти сценки. 15 век – лит-ная переработка. Фр. и Англ. – моралите, пьесы морализ. характера. Распадаются на аллегорические и истории. «О разумном и неразумном» - ад и рай. Критика бытовых человеческих пороков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: