СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 кредитные единицы, 36 аудиторных часов в 1 семестре.
Раздел | Неделя | Виды учебной работы и трудоемкость | Формы контроля и промежуточная аттестация |
1.Введение | 1-2 | 4ч. лекций, 4 ч. самостоятельной работы. | опрос на лекции |
2. Литература петровской эпохи | 3-5 | 6 ч. лекций, 6 ч. самостоятельной работы. | Лабораторная работа, коллоквиум |
3. Литература русского классицизма | 6-12 | 14ч. лекций, 17ч. самостоятельной работы. | Опрос на лекции, письменная лабораторная работа |
4. Литература последней трети века | 13-17 | 10 ч. лекций. 7 ч. самостоятельной работы. | Лабораторная работа |
5. Место русской литературы 18 века в истории русской литературы | 2 ч. лекций, 2 самостоятельной работы. | Предварительное тестирование |
Итоговая аттестация – экзамен; на подготовку к экзамену - минимум 36 часов.
4.2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. Основные линии развития русской литературы в 18 веке (введение в дисциплину).
|
|
Комплексная цель: на широком историко-литературном материале – от возникновения русской литературы до современности - продемонстрировать место рассматриваемого периода в истории русской литературы, основные идейные и художественные связи литературы 18 века с литературой предшествующей и последующей; познакомить студентов с общими законами культурного развития; научить рассматривать каждое явление в общекультурном контексте; предостеречь от узко-национального подхода к материалу.
В рамках данной темы рассматриваются процессы, свойственные всему пространству русской (вероятно, не только русской) литературы, но особенно ярко проявившиеся в восемнадцатом столетии
-Постепенное ускорение развития, объясняемое как общей тенденцией, так и позицией «догоняющего», характерной для русской культуры данного периода.
-Усиление личностного начала (в двух проявлениях – как интерес к личности героя и как отражение в тексте авторской личности).
-Расширение сектора свободы, проявляющееся в отказе от средневековых канонов.
-Расширение мирового опыта, реализующегося в общеевропейских контактах в петровскую и постпетровскую эпоху и в общемировых контактах сегодня.
-Расширение социальной среды, постепенное ведение в литературу представителей всех социальных слоев и групп, правда, пока еще без глубокой социально – психологической характеристики.
- Отказ от прямолинейной средневековой условности и дидактичности.