Вопрос 56. Искусство афоризма

Мысли, афоризмы, высказывания, в которых человечество накапливает знания в течение всей своей истории, необыкновенно ценны, потому что становятся мыслями множества людей. Они передаются из поколения в поколение как «золотой фонд» всего человечества и формируют поведение, нравственность и образ жизни отдельных людей, народов, обществ, государств.

Что такое афоризм? Большая Советская Энциклопедия (БЭС) даёт следующую формулировку: «Афоризм (греч. aphorismos — краткое изречение), обобщённая, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. Как и пословица, А. не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли».

Афоризм известен с глубокой древности, с тех пор как человечество научилось записывать свои мысли. Они создавались во все времена и всеми народами, и именно по дошедшим до нас литературным памятникам древности, в том числе и жанра афоризма, можно судить о том, как мало изменился человек за прошедшие тысячелетия.

Мысль выраженная метким, убедительным афоризмом превращается в МУДРОСТЬ, пронизывающую, словно стрела, его величество время...

«Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет». Это высказывание Л. Вовенарга как нельзя лучше характеризует одну из особенностей жанра афоризма. Некоторая императивность и краткая форма изложения, характерная для афоризма, позволяет, не утомляя читателя, донести мысль автора в ясной и доступной форме.

Нравственную силу хорошо сказанного слова, его власть над умами и сердцами людей отмечали и древние, и современные мыслители, политики, поэты, проповедники религий, пророки новых истин. Лаконичность, ясность, образность и емкость афоризма оказывает необыкновенно сильное воздействие. Не случайно самые известные мысли и высказывания, религиозные заповеди, политические и юридические формулы, оказавшие огромное влияние на поведение людей в истории, имели форму афоризма: «Возлюби ближнего, как самого себя», «Кто не работает, тот не ест», «Хочешь мира, готовься к войне», «Где нет умысла, нет и вины», «Разрешено все, что не запрещено», «Кто без греха, пусть первый бросит в меня камень», «Демократия – это прежде всего процедура».

Однако, наиболее точную формулировку понятия «афоризм» можно найти в работе Н. М. Клашниковой «Афористичность как черта идиостиля В.Токаревой». Как следует из её автореферата: «афоризм является микротекстом обобщающего характера». Афоризм амбивалентен, потому что выступает в двух качествах — речевого, дискурсивного знака и художественного текста определенного жанра. Воспринимаемый в той и другой ипостаси, он обобщает и типизирует многообразные проявления личной и общественной жизни и прочно бытует в общении как его органическая часть, как концентрированная и емкая форма художественного отражения действительности и выражения отношения носителя языка к ней. В последние десятилетия наблюдается тенденция к активному использованию, варьированию и переосмыслению афоризмов в художественной и публицистической литературе, периодической печати и живой речи. Но, несмотря на их широкое применение, феномен афоризма не изучен в должной степени.

Вопрос 57. Искусство создания литературного портрета Солоухиным «При свете дня»

»). Искусство создания литературного портрета Солоухиным заключается в том, что:

1) автор не голословен в своих умозаключениях, поскольку прежде всего обращается к источникам, написанным до него, опираясь на авторитетных историков, изучивших документацию по своему литературному персонажу

2) отсюда и вытекает постоянная цитация из тех первоисточников, из которых автор черпает знания о жизни и деятельности своего литературного персонажа, о его детстве, в котором, на что автор и делает акцент, и закладывается характер Владимира Ильича

3) автор рассуждает, надевает как бы маску неофита, пускается в рассуждения относительно характера своего персонажа, привлекает читателя к своим рассуждениям, делает читателя как бы соучастником его размышлений

4) автор практически с первых же строк книги выказывает свое отношение (резко негативное) к своему персонажу – Владимиру Ильичу), что и доказывает, обращаясь к различным источникам, цитируя

5) автор проводит историко-литературное расследование, синтез истории и литературного жанра – вот это и искусство создания литературного портрета

6) в конце книги автор как бы подводит итог всему вышесказанному относительно своего персонажа, выносит вердикт из 23 пунктов обвинений, делая тем самым читателя присяжным – заседателем, вовлекая читателя в литературно-судебный процесс

В чем смысл названия книги «При свете дня»?

Цитата – «И вот, несмотря на такое всеобщее, массовое, тотальное изнасилование людского сознания, человеческой психики, – дрогнула глыба, пошла трещинами, посыпалась осколками, обломками. Кончаются наваждение и ослепление, и увидели при свете дня, что никакая это не бронза, никакое это не золото, а мираж, муляж, папье-маше, засушенная мумия.» Те люди, которые верили в то, что им обещали, очнулись ото сна, проснулись и ПРИ СВЕТЕ ДНЯ увидели-таки, что все – ложь, неправда, затуманивание сознания. Даже название книги автор дает понять резкую негативную оценку действий своего персонажа – Владимира Ильича Ленина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: