Символизм

Философская основа – субъективный идеализм, то есть признание неподвластных разуму человека высших сфер жизни, «мировой души». Проникать к её постижению способно лишь творчество, которое выше познания.

Для символистов реальные, земные предметы – лишь копии, символы, с помощью которых творец пытается приблизиться к постижению высшего разума, подняться до него. Символ многозначен и неисчерпаем, он – «окно в бесконечность» (Ф.Сологуб).

Идеологи символизма – Ф.Ницше, В.Соловьёв.

2 поколения символистов: «старшие» (с середины 90-х годов) – Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Ф.Сологуб; «младосимволисты» (с 1900 года) – А.Блок, А.Белый. Вяч.Иванов – пытались преодолеть эгоцентризм «старших», соединить духовно-религиозные, нравственно-эстетические, национальные и общечеловеческие идеалы (они более социальны, чуть ближе к земле, жизни, реальности)

Акмеизм

В переводе означает «вершина, расцвет». Вырос из символизма, который акмеисты называли «достойным отцом», путём развития и отрицания одновременно. Идеологи и практики – С.Городецкий и Н.Гумилёв. Возвращают земной жизни её собственную красоту и самоценность, отказавшись от мистики и стремления познать непознаваемое. «Роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не… подобиями с мистической любовью…» (С.Городецкий).

От символистов акмеисты унаследовали виртуозность художественной формы, красоту стиха. Кроме названных идеологов, в группу входили А.Ахматова, М.Кузмин, О.Мандельштам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: