Исходные данные выбираем из результатов кинематического расчета табл.1.1.
Р1 = 3,71 кВт; Р2 = 3,6 кВт; n1= 643 мин 1; n2 = 181 мин-1; u1-2= 3,55
2.2.1 Назначение материалов и расчет допускаемых напряжений.
Назначаем твердость зубьев шестерни Сталь 40Х (улучшение)
с твердостью 269...302 НВ (табл.26 [1]). Для расчета принимаем твердость
Н1 = 286 НВ, σт =750Мпа, σв=900МПа
Принимаем для колеса Сталь 40Х (улучшение) с твердостью 235...262 НВ (табл.26 [1]).
Для расчета принимаем твердость
Н2 = 249НВ, σт =640Мпа, σв=790МПа
Допускаемые контактные напряжения:
где σHlimb- предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов Nно.
КнL - коэффициент долговечности;
Sн- коэффициент безопасности;
ZR- коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей;
Zv- коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости;
КL - коэффициент, учитывающий влияние смазки;
Кхн - коэффициент, учитывающий влияние размера колеса.
Для шестерни:
σHlimb= 2 НВ + 70 = 2 × 286 + 70 = 642 МПа
Sн = 1,1 (табл. 27)
принимается равным 1, т.к. должен
|
|
находиться в пределах 1<КнL ≤ 2,6.
где Nно - базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости.
Nно = 30Ннв = 30 × 286 =23572179;
NHE- эквивалентное число циклов перемены напряжений.
Рассчитывается с учетом данных режима нагружения
Zr= 1 (принят 7-й класс точности);
Zv=1 (ожидается V<5 м/с);
Kl=1 (обильно смазываемая передача);
Кхн = 1 (ожидаемый диаметр колеса меньше 700 мм).
Для колеса:
= 2ННВ + 70 = 2 × 249 + 70 = 568 МПа (табл. 28[1]).
SH= 1,1 (табл. 27).
< 1, принимается равным 1.
Nно = 30Ннв = 30 × 249 =16904397;
NHE2= NHE1/U1-2 =
Zr= 1 (принят 7-й класс точности);
Zv=1 (ожидается V<5 м/с);
Kl=1(обильно смазываемая передача);
Кхн= 1 (ожидаемый диаметр колеса меньше 700 мм),
Для прямозубых передач за расчетное принимается меньшее из двух допускаемых напряжений, определенных по материалу шестерни и колеса. В нашем случае [σ]нРасч= =[σ]нг = 516 МПа.
2.Назначаем коэффициенты.
Для прямозубых зубчатых колес коэффициент ширины зубчатого колеса относительно
межосевого расстояния ψbа =b/ а назначается в пределах 0,20...0,40 и выбирается из ряда по ГОСТ 2185-76. Принимаем ψbа = 0,315.
КоэффициентКн = КнаКнßKHV
Кна - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Для прямозубых передач принимается = 1.
Кнß- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца.
По табл.37[1] при b/d1=ψba (u1-2+1)/2 = 0,315(3.55+1)/2= 0,72; (колесо прирабатывается; положение колеса - в середине между опорами) =Кнß=1,0.
Кнv- коэффициент динамичности нагрузки.Bпроектировочных расчетах принимается равным 1,2
3.Рассчитываем межосевое расстояние.
Принимаем стандартное значение межосевого расстояния, а = 125 мм.
|
|
4.Назначение модуля.
mn= (0,01...0,025)а - (0,01...0,025)112 =(1,25...3,12) мм.
Принимаем m = 2 мм.
5.Назначение чисел зубьев.
(Z1+Z2) = (2a)/mn=(2×125)/2 = 125.
Z1= (Z1 +Z2)/ (U1-2+1) = 125/ (2+1) = 27.4
ПринимаемZ1= 27.
Z2= (Z1+Z2) –Z1= 125-27 = 98.
U1-2ф=Z2/Z1=98/27=3.6
6. Расчет геометрических размеров зубчатых колес.
Ширина венца колеса:
B2 = bω ≈ ψba ×а = 0,315 × 125 = 31.5 мм.
Округляем до нормальных линейных размеров b= 32 мм.
d1= m × z1= 2 × 27 = 54 мм - диаметр делительной окружности.
da1= d1+ 2m= 54 + 2 × 2 = 58 мм - диаметр окружности выступов.
df1= d1- 2,5m = 54 - 2,5 × 2 = 49 мм - диаметр окружности впадин.
d2 = m ×z2 = 2 × 98 = 196 мм
dа2 = d2 + 2m = 196 + 2 × 2= 200 мм
df2=d2 - 2,5m = 196 - 2,5 × 2 = 191 мм.
Проверка: d1/2 + d2/2 = а
54/2+98/2=125 мм.
7.Назначение степени точности
Основанием для назначения степени точности зубчатых, колес является окружная скорость
Назначаем степень точности 9В ГОСТ 1643-81