Франчайзер обязан:
1) обеспечить регистрацию договора в установленном порядке;
2) не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, предусмотренных договором, для их использования на закрепленной за франчайзи территории, указанной в приложении к договору. Территория определяется исходя из интересов сторон и обозначается на карте. Карта является неотъемлемой частью договора. Это очень важно, так как франчайзёр не имеет права заключения аналогичных договоров на этой территории;
3) в минимально возможный срок обязуется уведомить франчайзи об утрате права на товарный знак или его изменение;
4) проводить программу маркетинга, продвижения товарного знака с помощью методов, которые считает приемлемыми, используя средства рекламного взноса;
5) по письменной просьбе франчайзи представляет ему сметы всех расходов на рекламу и маркетинг за любой финансовый год в течение срока действия договора; /2, С. 76/
6) провести достаточную начальную подготовку франчайзи, а при необходимости, и его служащих. Возможна также последующая переподготовка уже после открытия предприятия. Обучение, проводимое владельцем франшизы, может включать следующие аспекты:
|
|
а) Подготовка по вопросам сбыта. Франчайзер обучает франчайзи организовывать сбыт его товаров, продавать и рекламировать их, знакомит его с преимуществами своих товаров над другими и дает рекомендации по их использованию;
б) Обучение по вопросам технологии. Франчайзер проводит обучение по технологии изготовления или переработки продуктов и способам их доставки потребителям;
в) Обучение по вопросам ремонта. Франчайзеру часто приходится обучать франчайзи ремонту продаваемого товара, а также обеспечивать его в достаточном количестве запасными частями, диагностической и сервисной аппаратурой;
г) Обучение по вопросам общей торговли. Франчайзер может обучать франчайзи ведению бухгалтерского учета, составлению отчетов по инвентаризации, продаже в кредит, кадровым вопросам, налогам и прочим финансовым и административным операциям.
Программа обучения, независимо от ее объема, должна быть четкой и содержать перечень расходов в связи с обучением. Во франшизном соглашении нужно указать, кто берет на себя этих расходы. Например в п. 3.1 договора о сотрудничестве (франчайзинге) НПФ «Дока-Пицца» указано, что франчайзер проводит бесплатное обучение двух работников франчайзи в специализированном учебном центре франчайзера; /1, С. 29/
7) в случае необходимости проведения дополнительного обучения для руководителей и сотрудников франчайзи, франчайзер оказывает поддержку в выборе тематики обучения, которое оплачивается за счет франчайзи;
|
|
8) проводит консультации по установке оборудования, оформлению помещений и сопредельной территории. Изменения всех типов, дополнения и переустройство могут производиться только с письменного согласия франчайзера;
9) оказывает содействие (при необходимости) в осуществлении заказов на оборудование, консультирует по вопросам приобретения оборудования по лизингу, в аренду. Всю ответственность по окончательному выбору оборудования и поставщика оборудования, а также затраты на оформление и приобретение осуществляет франчайзи за свой счет. Это для варианта, если сам Франчайзер не является арендодателем или лизингодателем;
10) консультирует франчайзи по текущим вопросам, относящимся к ведению бизнеса, в течение срока действия договора. Эта услуга должна быть бесплатной;
11) консультирует франчайзи по вопросам разработки бизнес-планов и инвестиционных проектов. Разработка бизнес-планов и инвестиционных проектов по письменному требованию франчайзи может осуществляться франчайзером за счёт франчайзи;
12) осуществляет контроль качества товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании договора;
13) при условии успешного ведения бизнеса франчайзи по своему усмотрению может предоставлять гарантию по выданным франчайзи финансовыми и банковскими структурами суммам. Франчайзер по своему усмотрению может также выступать гарантом по лизингу и другим сделкам;
14) обязуется не конкурировать с франчайзи на территории, на которую распространяется действие договора; /2, С. 78/
15) не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории. Однако, устанавливая подобные ограничения, стороны должны иметь в виду, что их договорные условия, направленные на ограничение конкуренции, могут подпадать под действие нормативных положений о конкуренции и быть признаны недействительными. Поэтому любые положения договора франчайзинга должны соответствовать законодательству о конкуренции. Так, законодательством Республики Беларусь (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г..№ 2034-ХП «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 364-31) запрещается и в установленном порядке признается недействительным заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом:
а) раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
б) исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
в) необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
г) необоснованное ограничение производства товарок, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
д) осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение сохранение или усиление доминирующего положениям товарных рынках;
е) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
ж) иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию);