При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности (они указаны в скобках):
• опрос (анкетирование и интервьюирование),
• анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]),
• наблюдение (не включенное и включенное),
• эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Одним из распространенным методом является опрос. Опрос предусматривает, во 1х устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей-респондентов с вопросами. Опрос проводится в двух основных видах: интервью и анкетный опрос. анкетирование. Анкета — размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
ИНТЕРВЬЮ. Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером. Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей.
|
|
наблюдение, которое дает точные результаты, т.к. исследователь имеет дело не с ответами на вопросы анкеты, а с реальным поведением людей. Достоинство этого метода – исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или от их умения отвечать на вопросы.
Наблюдение может, быть:1) Стандартизированным.2) Нестандартизированное
ЭКСПЕРИМЕНТ. Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии..
57. Правила составления анкет:
- вопросы должны быть простыми, недвусмысленными и не влияющими на направление ответа;
- сначала задавать общие, а потом – конкретные вопросы;
- трудные или личные вопросы следует задавать в конце анкеты;
- избегать наводящих вопросов во избежание ошибочных ответов;
- вопросы, позволяющие классифицировать опрашиваемых по группам задают в последнюю очередь;
- каждый вопрос надо проверить, во-первых, с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования, во-вторых, с точки зрения приемлемости его для опрашиваемых (захотят ли они отвечать на данный вопрос), и, в-третьих, с точки зрения возможности ответа на поставленный вопрос.
Основные критерии для формулировки вопроса:
- специфический характер вопроса;
- ясность вопроса;
- конкретность;
- ориентация на факты, а не на мнения;
- отсутствие наводящих вопросов.