А.Ахматовой. Поэтический дебют – в 1910г. на собрании поэтов у Иванова. С 1911 начина-ет регулярно печататься. В 1912 1-ый поэтич. сб. «Вечер», в к-ом определились основные черты поэтики. Основная тема сб. –любовь. Героиня примеряет маски разн. состояний: Офелии, Снегурочки, Золушки, Любимой, Брошенной.Подлинная известность пришла к А. с выходом второго сб. стихов «Четки» (1914). В этом сб. конкретные обстоятельства переходят в философские размышления. В стихах этого сборника изображается духовная жизнь совр. общества.ема сб. -любовь. На уровне построения стиха А. реализует поэтику акмеизма, на смену музыкальности приходит говорной стиль.Символы уступают место предельной конкретике. Много места занимает бытовая реальность. Для Ахматовой характерно стремление укрупнить переживания лирической героини. В «Четках» анряду с темой любви заявлена вторая центральная тема- тема творчества.В 3-м сб. стихов А. «Белая стая»происходит расширение тематики, появляются темы, касающиеся нетолько личных переживаний, но и связанные с совр. событиями. В этом сб. происходит изменение поэтической манеры А.: на смену говорной интонации приходит одическая. Тема поэзии становится центральной наровне с темой любви и противопоставляется ей. Итогом пройденного до революции пути стало стихотворение «Мне голос был», в к-ом А. впервые выступает как гражд. поэт яркого патриотического звучания,хотя в нем нет понимания революции и еепринятия. В ст-ии звучит тот голос, та интонация, к-ая решила разделить со страной все,что выпало на ее долю. В начале 20-х гг. А. публикует 3 кн.: «У самого моря», «Подорожник», «Анно Долинег». Ст-ия 2-ой пол. 20-30х гг. заполняет другая интонация, в них звучит мудрость приобретенного опыта.Стих ее делается устойчивее,решительнее. Эти годы ознаменуются для А. поисками цельного и гарм. миросозерцания. Субъективно-трагическому мироощущению дорев. тв-ва противопоставляются прочн. основа чел. бытия. Тема искусства продолжает оставаться ведущей темой. Гл. творческим и гражд. достоянием А. является создание поэмы «Реквием»,посвященной периоду большого террора. «Р» состоит из 10 ст.: прозаического вместо предисловия Посвящения, Вступления и Двухчастного эпилога. В поэме А. смогла поэтически выразить свое понимание и переживание эпохи,передать свое неприятие нового мира. Все в поэме конкретно и вместе с тем предельно обобщено. Героиня – это одновременно и страдающая женщина, жена и мать узников, и поэт,способный передать трагедию народа и страны,ставших заложниками сталинского режима. Кульминацией «Р» является двухчленная миниатюра «Распятье». До 1939 г. А. не печатают. Она вынуждена заниматься переводами. В 1940 сб. «Из 6 книг» подводит итог тв-ва А. Начало войны А. осмыслила широко и верно, она предвидела, что в середину военн. действий будут втянуты многие народы. Военн. стихи А. – это еще один реквием, в к-ом соединились скорбь о погибших и боль за страдания живых. Классикой ст-ий военн. времени являются «Клятва» и «Мужество». С 1943г. А. работает над главным своим произведением «Поэмой без героя». Состоит из 3х неравнозначных и по-разному написанных частей: «Петербургская повесть», «Решка», «Эпилог». Этой поэме А. придавала принципиальное значение. Пр-ие по ее замыслу должно было стать синтезом важных тем и образов всего тв-ва. В поэме она возвращается в 1913г. Ахматова воспринимает ушедшую эпоху как ее свидетель судья. Она не только решается взять на себя грехи и невыполнимые обязательства молодости, но считает себя обязанной платить по счетам от имени тех, с кем когда-то была соединена ее судьба. В 1946г.-новые гонения.Ахматова была исключена из союза писателей. Запрет с ее имени был снят только в 50-х годах. Поздние стихи просветленные и мудрые. Взгляд на мир своеобразен и последователен. Последняя книга «Бег времени» была опубликована в 1965г
|
|
|
|
Б. Л. Пастернак род в Москве 29(10 февраля).01.1890
Будущий поэт в детстве рисовал, но в 13 лет занялся музыкой. Учился в гимназии, брал уроки музыки у профессоров, ему пророчили судьбу композитора, но после общения со Скрябиным, он оставил мечту избавлялся от нажитых стереотипов, рвался в будущее. Примкнул к футуризму, окончил историко-фил. факультет Московского университета. Пушкин был для него ориентиром в зрелые годы его тв-ва., следовал за символистами, которым было суждено перестроить лирический язык 20-го века. П. был один из первых художником импрессионистов, создатель иллюстраций к «Воскресенью» Л. Толстого. Профессор, академик в училище живописи вояния и зодчества. Работал в семинарах религиозного общества им. Соловьева, философского кружка, душой которого был А. Белый.
Большую часть времени жил в Переделкино, теперь в его доме музей. Во время войны жил то там, то в Москве, куда была эвакуирована его семья, хотел в армию, был на фронте (книга лирики «На ранних поездах). Бытовая, повседневная лексика, разговорный синтаксис, здоровый труд – все это в книге.
Обыкновенно у задворок меня старался перегнать
Почтовый или номер 40
А я шел на шесть дывадцать пять
Это герой стих-ния уезжал из пригорода в Москву, где его ждали дела
П. насыщает свой текст разговорными интонациями, фразеологизмами: задворки, задрав
В годы войны П. мыслит эпосно, задумывает поэму «Зарево», работает над ней.
Черновые рукописи с трудом поддаются расслоению,
«Старый парк», кот. был написан в нач. войны в Переделкине, должен был рассматриваться как одна из вех на пути к «Доктору Живаго», роман остается незавершенный, создает очерки, кот. Родились от впечатлений о фронте, на кот. он побывал.
«Когда разгуляется». Последняя книга стихов Пастернака. Так как руководство издательства боялось заканчивать его сборник религиозными стихами из «Д.Ж.», его пригласили написать несколько новых текстов. В сборнике 44 стихотворение, 1366 стихов, это самая большая книга лирики.,построена на трех принципах, каждый их них не выдержан строго, а представлен на трех тенденциях: ассоциативная, свободная, выдержанная хронология.
Мажорностью и стилем эта книга схожа с «На ранних поездах». Лирика П. отличается интенсивностью очеловечивания природы (сова, дятел, воздух, береза, Венера), такие понятия как будущее, очеловечивается все. Своеобразно христианское мышление, его проявление, находит выражение в эмоциональном фоне умиления.
Книга основана на новом понимании современности. В книге отразилась культурная традиция, она вобрала в себя новые темы, мотивы, образы ранних книг Пастернака: мотив обовления жизни, темы зимы, города. Более половины текстов, 26 из 44 текстов написаны ямбом (691 из 1366) были написаны ямбом. Три тсихотворения 4-хстопным хореем, 5 анапестом, 1 дактилем. Наиболее распространены здесь четырехстрочная рифмовка, строфам присуща замкнутость, преобладание точной рифмы.
|
|
Первое знакомство с Александром Трифоновичем Твардовским (1910—1971) происходит, когда читаешь звонкие стихи поэмы «Василий Теркин». Помнится глава «Переправа». Смысл стихотворной строки, прочитанной первый раз, ошеломляет. Переправа, переправа!Кому память, кому слава,Берег левый, берег правый, Кому темная вода, — Снег шершавый, кромка льда... Ни приметы, ни следа. В поэмах А.Т. Твардовского запечатлена поступь истории, обрисована эпоха, в которую жил и творил замечательный поэт. Поэма «Василий Теркин» принесла ему славу и огромную популярность. Много лет Твардовский был редактором лучшего толстого литературно-художественного журнала «Новый мир», боролся с цензурой, чтобы напечатать произведения, которые не совпадали с официальной идеологической линией. В его журнале был напечатан рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», впоследствии запрещенный, как и все творчество писателя, прошедшего сталинский ГУЛАГ. Поэма «Василий Теркин» (1941—1945) изображает подвиг народа на войне. Автор и его герой не любят громких, патетических речей, эффектных поступков и поз. Даже поистине героические дела самому Теркину не кажутся таковыми. Когда он в ледяной воде переплывает реку, чтобы передать просьбу своего лейтенанта «огоньку <...> подбросить», т. е. поддержать огнем переплывший и закрепившийся на вражеском берегу взвод, он не видит в этом ничего особо героического. Поэт самую сцену, когда отогревают Теркина, рисует в шутливом тоне, снимая пафос юмором и бытовыми деталями. Воюющий за родину народ — вот главный герой поэмы, потому что за Теркиным видятся его товарищи, которые любят его и понимают. Жестокое время не ожесточило душу бойца. Его душевная широта и щедрость, открытость, склонность к шутке и веселью видны в каждой главе. Характер Теркина выглядит простым поверхностному восприятию. Внутренний облик героя от главы к главе усложняется, обретает философскую глубину, особенно в разделе «Смерть и воин». Русский человек на историческом рубеже — таким сегодня видится произведение Твардовского. Поэма «Теркин на том свете» (1954—1963) — сатирическое произведение, обличающее засилье бюрократии, аппаратных игр. На том свете Теркин сталкивается со многими явлениями, знакомыми ему и читателюпо живой реальной жизни. Сам Твардовский характеризовал свою поэму как «суд народа над бюрократией и аппаратчиной». Твардовский был отстранен от руководства журналом, а поэма охарактеризована как «пасквиль на советскую действительность». Таким образом, советская действительность не пожелала себя узнать в собственном портрете. Таково было время. А герой поэмы — Теркин, парень задушевный, честный и простой, — узнаваем в своей непосредственной и живой реакции на лишенные здравого смысла и человечности порядки «того света». В поэме «По праву памяти» (1966—1969) в полный голос зазвучала тема, о которой глухо, намеком говорилось еще в «Стране Муравии», в отдельных стихах. Это произведение насквозь автобиографично, оно звучит как исповедь, собирает в себе трудные, подчас трагические размышления поэта. Автор вспоминает друга юности, репрессированного в 30-е годы, вспоминает ту жестокую пору, когда родство или дружба с арестованным ставились в вину. В главе «Сын за отца не отвечает» поэт раскрывает бесчеловечность, аморальность таких установок, даваемых свыше. Таким образом, в поэмах Твардовского оказалась отраженной в ее основных вехах вся советская история. Поэт дал точный портрет времени, показав человека способным одолеть мертвящий дух нежизненных теорий и планов. Человечное и человеческое одерживает победу над догмой, которая выступает как зло. И чувствуешь, видишь, как горько поэту, что за каждый взятый у врага берег-плацдарм приходилось платить дорогой ценой. Незабываемые картины этой переправы, кажется, стоят в глазах, а боль в сердце поэта передается тебе..У Твардовского в поэме «Василий Теркин» трагическое и смешное, веселое идут рядом. В той же главе читаем, как первый взвод, который добрался все же до правого берега, посылает Теркина на левый за подмогой. Добравшись вплавь, еле живой, Теркин «встал, шатаясь тяжело». А потом в избушке его растирают спиртом. «Книга про бойца» — это книга о воюющем народе, лучшие черты которого воплотил Василий Теркин. Самоотверженность, щедрость души, склонность к веселой шутке, сметливость отличают не только героя поэмы, но и других бойцов, поэтому его любят и ценят товарищи. От главы к главе характер героя поэмы усложняется, он глубже чувствует и мыслит. Твардовский говорил, что за кажущейся простотой, заметной в Теркине с первого взгляда, есть глубина характера, душа чуткая, отзывчивая. За поступками и шутками Василия Теркина в поэме слышен голос автора, который любуется своим героем и часто высказывается вместе с ним. Во вступлении «От автора» поэт говорит, как «на войне, в пыли походной» солдату не прожить без воды, без пищи, но не обойтись и «без прибаутки, / Шутки самой немудрой». А всего иного пуще Правды, прямо в душу бьющей,
|
|
Не прожить наверняка — Да была б она погуще, Без чего? Без правды сущей, Как бы ни была горька.
Во всем последующем творчестве А. Твардовского отчетливо прослеживается военная тема как тема Памяти. К ней поэт возвращался вновь и вновь, отдавая дань памяти павшим и напоминая живым о том, что надо быть достойными ее. Эта мысль в стихах Твардовского обретает философскую глубину, оставаясь трепетной и волнующей. Таково послевоенное стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом» (1946). Его по справедливости можно охарактеризовать словами С. Маршака: «Это — настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». Оно написано от лица погибшего солдата, имени которого не сохранила история. Свой голос он как бы передает поэту, через него посылает свой наказ оставшимся в живых. Монолог убитого "солдата производит потрясающее впечатление. Кажется, что Твардовский услышал с того света подлинные голоса, услышал и передал их живым, чтобы они не забывали погибших, были верни их памяти.Поэт хочет сказать, что нас окружают голоса и тени погибших, они растворены во всей природе, в воздухе..В послевоенной поэзии, да и в последующие годы не было создано стихов, равных этим по силе впечатления, по глубине проникновения в сущностные связи эпохи. Это стихотворение поражает своей точной интонацией: это действительно как бы голос природы, голос земли, голос из-под земли тех, чьи мысли, чьи души по-прежнему привязаны к родной земле и людям. Оно поражает силой духовного прозрения поэта, которому дано услышать голоса погибших. В этих стихах воплотилась совесть народа, спасшего родину, вечная благодарность живых. И напоминание. Простая лексика, образы народной поэзии, черты среднерусского пейзажа в сочетании с исповедальной интонацией, задушевной, искренней, производят неизгладимое впечатление. Они и от читателя требуют эмоционального отклика на поэтические раздумья, сосредоточенное чувство поэта. В своей заметке «О стихотворении «Я убит подо Ржевом...» Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, — так приблизительно можно определить эту мысль и чувство». Мысль о погибших, боль за их непрожитые жизни не отступала в сердце поэта. Истоки этой памяти и боли — в тех впечатлениях, которые поэт вынес из финской войны 1940 года. Они снова зазвучали в душе поэта под воздействием картин разорения и гибели людей в Отечественной войне. Еще в 1943 году написано небольшое стихотворение «Две строчки» (поэт был на войне 1940 года военным корреспондентом). Тогда пережитое потрясение отразилось в более поздних стихах. ся к теме Памяти. В1948 году написано стихотворение «В тот день, когда окончилась война». Твардовский возвращает своего читателя к той минуте незабываемого дня, «особой для наших душ минуте*.Поэт говорит, что долг живых — смотреть на мир их глазами, слышать мир их слухом. В лирике Твардовского большое место занимает тема поэта и поэзии — традиционная для литературы. Его стихи на эту тему звучат как самопроверка и самоотчет, как уроки и заповеди мастера. Это такие стихотворения, как «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете».», «Час мой утренний, час контрольный...», «Собратьям по перу», «Не много надобно труда», «Изведав жар такой работы...», «Стой, говорю: всему помеха...», «Слово о словах», «Моим критикам», «К обидам горьким собственной персоны». 'В этих стихах, как и в других, поэт остается близким другом и собеседником читателя. Будучи редактором, руководителем «Нового мира» — лучшего литературного журнала того времени, Твардовский, авторитетнейший поэт, имел право говорить с собратьями по перу прямо и открыто..
Поэт понимает творчество как открытие, и рядом с такой оценкой суета, забота об успехе выглядят жалкими и мелочными.