Путь полон знаний

День третий

29.07.10

Проснулись мы в 7 часов утра, солнце уже встало, дежурные уже успели приготовить завтрак, разводную картошку, и чай. После утренней трапезы, мы уже сворачивали палатки, брали необходимые продукты и воду, собирались идти во второй лагерь под названием Зуб. Я помогал сворачивать палатку Юрию Алексеевичу, потом пошел складывать нашу палатку. Помогал мне Малыхин Андрей, настроение у него снова было не лучшее. Пока сворачивали палатку, можно было заметить, как он нервничает. Как закончили с палатками, осталось утрамбовать в рюкзак дрова, которые мы принесли от Турангов. Ветки были большие, но сухие, поэтому хорошо ломались, и их можно было запихнуть в рюкзак. После того, как все сделал, я направился к машине, чтобы погрузить туда. Я замечал, что кто-то не утрамбовывал дрова в рюкзак, а прицепил поверх рюкзака, закрепив ремешками. Этого делать было нельзя, вещи всегда должны быть упакованы аккуратно, и чтобы ничего не выпирало, к тому же, ветки могли поцарапать машину. ВН сказал, чтобы доставали обратно рюкзаки и складывали дрова нормально. Иван Иванович, услышав это, не сказал ничего, с облегчением вздохнул. В скором времени машина была загружена.

рюкзаками, в неё еще могли поместиться четыре человека. Сел ПВ, ВН и две девушки.

Планировалось проехать на машине до оврага и выгрузить там рюкзаки, потому что машине очень трудно было там проехать, много ям и кочек, вполне могла и застрять там. До оврага было примерно километра три. А от него до зуба столько же или чуть меньше.

Машина медленно тронулась и направилось в сторону Зуба, оставляя пыль, которая быстро рассеивалась ветром. Мы выдвинулись и пошли. По дороге нам встречались ящерицы, которые грелись на солнце. Пока шли, заметили, что машина вдали остановилась, доехала до оврага, из неё вышли три человека, и водитель решил рискнуть и попробовать переехать овраг. Большая удача, машина смогла это сделать, а это означало лишь одно: оставшийся путь мы пойдем налегке, что облегчало задачу. Пока мы уходили все дальше и дальше, мы нашли трубу, вкопанную в землю. Раньше там бурили, а теперь осталась труба и всякое железо, разбросанное рядом. Мы подошли к трубе. Оказывается, глубина бура была очень большая: кто-то бросил камень, а через семь секунд мы услышать всплеск воды, звук падения камня в воду.

Ольга Смолянкина фотографировала, а кто мог, собирал деревяшки для лагеря. Я нашел немного бересты и двинулся в путь. Я шел с Ю.С. и Малыхиным Андреем. Впереди нас шел человек и фотографировал пейзаж кратера. Я не знал этого человека, поскольку он приехал вчера вечером, и раньше его никогда не видел. Мне хотелось с ним познакомиться. И главное, пока есть возможность зафиксировать его на фоне тех пейзажей, которые он фотографировал, на свой зеркальный цифровой фотоаппарат. Он обрадовался, что я предложил его поснимать. Его зовут Сергей Сапронов. Потом какое-то время, мы общались, он говорил, где работает, что в Москве очень дорогие квартиры. Что выбил отпуск и уехал сюда от города.

Время шло, мы медленно подходили к лагерю. Первым в глаза бросается каменная глыба, которую во время взрыва, удивительным образом выдвинуло на поверхность. Первое, что мы узнали, что в затоне не было воды. Никто не ожидал такого поворота. Это был первый случай, когда вода так сильно пересохла, и её не было. Все пошли разбирать рюкзаки, и ставить палатки. После этого все собрались у скалы, чтобы узнать план дальнейших действий и окунутся в это место со знанием о нем и интересом. ПВ дремал в тени. Остальные сидели и общались. Бася дала мне фотик и попросила сфотографировать её на фоне Зуба, скалы. Я перемещался вверх осторожно, чтобы не осыпать крупные и мелкие камни вниз, там спал ПВ.

Потом я попросил Басю и меня сфотать. Потом нас позвал ВН. Он хотел всем сообщить дальнейшие действия, что воды очень мало, нужно экономить.

- Сейчас мы пойдем на фосфоритовый горизонт. Очень много времени тратят на поиск ракушек, окаменелостей. Есть такие люди, которые находят находка за находкой. Раньше тут море было. В поле встречается импактитовое вещество. Лешательерит вы не найдете, до него далеко идти. Утром дольше держится прохлада или вечером.

Мы пошли на фосфоритовый горизонт, где можно было найти окаменелости, ракушки, зубы древних акул. Я искал в основном зубы акул. Даже взял с собой рамку, очень хотелось найти что-то интересное. Ориентировался в поиске на большие зубы, так как они боле эффектны, но потом понял, что рамка только помогает найти мелкие зубы. Я тогда попробовал своими силами, убрал рамку, и представил море, которое было в момент удара и после, представил стрелку в голове, которая как компас должна была указывать на место находки. И у меня получилось, я нашел большой акулий зуб шести см, в длину. Потом нашел еще один поменьше, а потом только мелкие зубы, потом мне надоело. Я заметил, что народ собрался и пошел

дальше в неизвестном мне направлении. Я подбежал к Наталье Полынцевой и Татьяне Рачинской и спросил:

- Куда мы идем?

- За Лешательеритом, - ответили они, и я показал им зубы, которые нашел.

Итак, мы шли километра три до горок, на которых потом нашли вспенившийся кварц, плавающий в воде. Вещество это больше нигде на земле не встречается, только в этом кратере.

Как только я поднялся на гору, очень хотел показать найденные образцы ВН. Он же ходил и искал большой Лешательерит, который нашел еще в прошлой экспедиции. Мне даже показалось, что сейчас не время что-то показывать, но все же я подошел и показал, развернув пальцы левой ладони. Там были все зубы, которые я нашел. Он сказал: хороший образец. Спустился немного с горки и нашел Лешательерит, я тоже спустился, но заметил, что он его поставил на видное место, и подумал, что лучше не трогать, раз его специально поставили. Я был на удивление прав, несколько минут спустя, спустились дети, и начали трогать его, ВН сказал им чтобы не трогали, так как поставил его на видное место, что бы не потерять. Детям было поручено принести его в лагерь.

С горки было видно лагерь, и не трудно было определить в каком направлении идти, но кругом степи, можно и сбиться с курса. Что и произошло с детьми, которые относили Лешательерит. ВН заметил, как они вместо того, что бы идти прямо в лагерь, стали идти вправо. Он крикнул им пару раз, затем жестами рук показал, чтобы шли левее, вскоре один из них догадался, и они пошли в правильном направлении. Несколько минут спустя ВН и все кто был, уже спустились. Направлялись к лагерю, остались только: Ольга Смолянкина, которая фотографировала пейзажи, Бася и я. Ольга Смолянкина поняла, что потеряла свои темные очки, все начали их

искать, но безуспешно. Оля даже уже хотела смириться и идти в лагерь. У меня с собой была рамка, я попробовал найти её очки, также как искал дома предметы, которые потерял. Рамка показала мне на кусты Саксаула, и я обнаружил там очки. Позже, когда мы спустились, и шли в лагерь, она мне сказала, что очки её дороги как память. Мы шли до лагеря и то говорили, то молчали.

Когда мы вернулись в лагерь, был готов чай, напиток жизни и утоления жажды. Павел Васильевч вышел из палатки и узнал, что за Лешательеритом сходили без него. ПВ решил пройти сам до Лешательерита, Бася, кричала из палатки, чтобы мы с Андреем Малыхиным сходили с ПВ. С нами еще пошел Сергей Чернаков, он тоже там не был. ПВ позвал с собой Пауля. У Сергея Чернакова была рация и навигатор, с помощью которого мы могли не сбиться в направлении. ВН дал нам с собой немного воды, и не простой воды, а воды с лимоном. Очень утоляла жажду. Я же решил забрать с собой остатки минералки, которая была у меня для медицинских целей, например, запить таблетку. Павел Васильевич нашел себе длинную палку, чтобы опираться на неё. Время от времени, пока мы шли, Андрей Малыхин спрашивал ПВ о наиболее интересных камнях, которые нашел ПВ. ПВ объяснил так:

- Все очень интересно! Каждый камень.

ПФ находил интересный образец, показывал на него палкой и просил нас поднять его. Что-то он откидывал в сторону, а что-то себе в рюкзачок. Постоянно любуясь новым образцом, он то и дело мычал, и издавал печальные звуки, потому что не мог взять их с собой либо из-за больших размеров, либо из-за того, что образцов уже слишком много в рюкзаке. Пока мы шли, ПВ говорил.

- Мы в удивительном месте. Каждый камень как будто кричит. (ПВ начал менять голос, более кричащий, и стонущий.) Ну, возьми меня, я самый красивый! – Держа в руках очередной образец, отбросил его в сторону предыдущий. А еще он сказал мне по секрету: «Когда я узнал, что вы сходили уже за Лешательеритом, я чуть не заплакал, так вот расстроился».

По возможности мы обходили горки, крутые подъемы, каждый шаг был для ПВФ героическим, как он сам сказал позднее.

Поднявшись на горку, я показал, в каком направлении дальше пройти, чтобы собрать Лешательерит. Мы собрали немного камней, и сфотографировались. Сергей Чернаков достал ледок в пакетике, который применяется при травмах и ушибах. Такой часто присутствует в аптечке в машине, по нему надо ударить. Тогда он охлаждается и растворяется в воде. ПВ услышал, что он стучит, подумал, что тот бьет Лешательерит. ПВ начал сердится, но потом Сергей показал ледок, и все стало хорошо. Мы еще фотографировались. Потом распили воду, проглотив остатки воды в баклажках. ПВ сказал спрятать их в кустах Саксаула. Пригодится для следующих экспедиций. Потихоньку мы стали спускаться и, медленно обходя крутые овраги, подъемы, выдвигались к лагерю. Когда подходили к фосфоритовому горизонту, увидели, что там копался в земле Ваня Харламов в надежде найти хорошие образцы. Навстречу нам вышли четыре человека из нашего лагеря. Они выдвигались на Жабу, самую высокую гору этого кратера. Они взяли у нас GPS-навигатор.

Как только мы дошли до лагеря, я снял с себя белую рубашку, переоделся, направился к костру. Чай был почти готов. ПВ сказал мне принести доску, что находится за дальними палатками. Что я и сделал. Я искал эту доску повсюду, но её не было там, где указал ПВ. Расстроенный, я вернулся обратно и увидел доску, уже лежащую в дровах, наверное, кто-то раньше принес. Как вода закипела, все пошли пить чай. Первым делом, хорошо перекусив супом, мы принялись за чай.

Как стемнело, ПВ рассказывал нам лекцию, но лекцией он не любил это называть, а говорил, что просто рассказывает. Под звездным небом, стоя опираясь на палку, ПВ говорил нам, что нужно чтить своих предков, расспрашивать бабушек о том, какие были их предки, записывать, собирать. Много рассказывал про Деда, как он был в лагерях, как учился, работал и как стал священником. Его дед однажды услышал голос, который звал его по имени.

Пока длился его рассказ, я лежал на спальнике. Внезапно у меня возникла мысль, что будет, если позади меня скорпион заползет в спальник, а потом ужалит? После того, как я это подумал, через десять секунд, позади меня кто-то стал светить фонариком. А еще через пару секунд – крики и вопль.

- Аааа, скорпион!!!! - кричали женские голоса.

И разбежавшись, окружив скорпиона, стали его фотографировать. Он был маленький, желтого цвета. Скорпион побежал в мою сторону, захотел спрятаться в спальнике. Кто–то сказал выкинуть его в овраг, что и сделали с помощью моей чашки. Рассказ ПВ возобновился, а я все думал, как это я так за несколько секунд подумал именно о скорпионе. Как закончился рассказ, ПВ подошел к ВН и спросил, нет ли у него спальника, потому что его спальник остался в машине с рюкзаком. Я с радостью предложил свой спальник, ссылаясь на то, что Андрей Малыхин со мной поделится своим.

Когда уже лежали в палатке, дико хотелось пить, я осознавал, что могу выпить литр залпом, чувствовал нехватку воды. Дима Васильев и Андрей Малыхин разговаривали, я слушал, но потом, когда дело дошло до личного плана, мне стало неинтересно и я отвернутся на бок. Так я вскоре вырубился и не знал, что Дима и Андрей еще долго будут говорить.