В условиях рыночной экономики прибыль является целью существования предприятий. Рентабельность характеризует способность предприятия производить прибыль, отражая обобщенно эффективность всей экономической деятельности предприятия.
В общем виде рентабельность как показатель эффективности определяется отношением между получаемыми экономическими и финансовыми выгодами, с одной стороны, и усилиями предприятия, связанными с их получением, с другой стороны. Рассматриваемый показатель может иметь разные формы, в зависимости от валовой или чистой прибыли в числителе и базой расчета, выражающей усилия или затраты (экономический актив, капитал, себестоимость продаж, стоимость реализованной продукции по цене продажи и т.д.).
В анализе необходимо представить основные показатели, позволяющие анализировать уровень рентабельности.
Норма валовой прибыли (показатель 46) характеризует долю валовой прибыли на один лей чистых продаж.
Его величина должна оставаться неизменной или возрастать в динамике. Снижение уровня данного показателя означает рост себестоимости продаж. Норма валовой прибыли находится под влиянием следующих факторов: структура реализованной продукции, себестоимость реализованной продукции, цена продажи. Объем производства не оказывает прямого влияния, поскольку, воздействуя на числитель и знаменатель в одинаковой пропорции, влияние на норму валовой прибыли становится равным нулю. Однако, объем производства оказывает косвенное влияние через себестоимость, так как в условиях, когда объем производства растет, себестоимость единицы продукции снижается за счет постоянных расходов.
|
|
Норма операционной прибыли (показатель 47) отражает способность предприятия получать прибыль от основной деятельности на один лей продаж.
Норма чистой прибыли (показатель 48) характеризует способность предприятия производить чистую прибыль, полученную в среднем предприятием на один лей чистых продаж.
Рост уровня данного коэффициента означает эффективное управление производственным процессом. Данный коэффициент зависит от величины ставки подоходного налога и способности предприятия пользоваться налоговыми льготами. В условиях, когда ставка налогов стабильна, уровень чистой прибыли зависит от эффективности использования заемных источников. Норма чистой прибыли анализируется в динамике и чем выше его величина, тем "богаче" акционеры.
Экономическая рентабельность (ROA) (показатель 49) характеризует эффективность средств, использованных в процессе производства, независимо от того сформированы они за счет собственных или заемных источников финансирования. Его величина может быть отрицательной в случае, когда предприятие несет убытки.
|
|
Величина экономической рентабельности может быть увеличена либо путем увеличения числа оборотов активов, либо путем увеличения нормы чистой прибыли, либо и тем, и другим.
Анализ норм экономической рентабельности осуществляется в динамике и он должен быть выше уровня инфляции для того, чтобы предприятие удержалось на рынке. В Молдове значение не ниже 10-15%, т.е на каждый лей не менее 10-15 бан прибыли.(есть мнение 20-25%)
Норма экономической рентабельности позволит предприятию обновить и увеличить свои активы как можно быстрее.
Рентабельость авансированного капитала (показатель50)
является частным оказателем экономической рентабельности и отражает экономические достижения в использовании производственных фондов независимо от порядка финансирования и налоговой системы.
Финансовая рентабельность (ROE) (показатель 51) измеряет отдачу собственного капитала, а, следовательно, финансового вложения акционера в акции предприятия.
Финансовая рентабельность раскрывает степень эффективности собственного капитала и вознаграждает собственников предприятия путем выплаты им дивидендов и роста резервов, который, в сущности, представляет собой рост имущества собственников. Рекомендуемый уровень не меньше 15%
Финансовая рентабельность зависит от уровня экономной рентабельности и структуры финансирования предприятия. Может показаться странным, но увеличение финансовой рентабельности может быть достигнуто ростом задолженности. Как и другие показатели, рентабельность собственного капитала, анализируемого в динамике и во взаимосвязи с другими показателями. Высокий уровень данного показателя может быть следствием недостаточной капитализации (малой величины собственного капитала, вложенного в предприятие акционерами), а не высокой эффективности деятельности предприятия.
Коэффициент рентабельности продаж (показывает сколько валовой прибыли приходится на единицу реализованной продукции). Валовая прибыль стр130Ф2
Чистые продажи стр010Ф2
Рентабельность инвестиций (ROI) – показывает сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли.
3 факторная модель фирмы "Du pont".
Основной аппарат жестко детерминированные факторные модели, которые достаточно широко применяют западной учетно-аналитической практике.
Например, для анализа коэффициента рентабельности собственного капитала заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость:
Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от следующих трех факторов:
- рентаоельности продаж
- ресурсоотдачи
- структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиций текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности, первый фактор обобщает отчет о финансовых результатах, второй - актив баланса, третий - пассив баланса.