Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «социология и психология управления»

Выполнение работы осуществляется поэтапно:

- выбор темы;

- ознакомление с заданием;

- составление плана;

- подбор и изучение литературы, рекомендованной кафедрой по данной теме или варианту задания;

- в случае необходимости – подбор практического материала по теме работы;

- письменное оформление работы

- оформление презентации для публичной защите работы

Контрольная работа, выполняемая по выбранной студентом теме, состоит из разделов:

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список нормативных правовых актов и литературы, использованных при подготовке работы (библиографический список);

- приложение (в случае необходимости).

Титульный лист контрольной работы является первым листом. Оформление титульного листа контрольной работы определяется нормоконтролем.

Содержание должно включать перечень основных структурных элементов контрольной работы. Содержание следует после титульного листа на отдельной странице (план или оглавление) (приложение А).

Во введении четко формулируется проблема, обосновывается ее актуальность и важность, значимость для социальной работы, теоретическое и практическое значение избранной проблемы. Затем дается обзор литературы по выбранной теме (указывается степень ее разработанности в трудах отечественных и зарубежных специалистов), формулируется цель и задачи предстоящего исследования, определяется круг проблем, нуждающихся в изучении. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть контрольной работы выполняется в соответствии с типом данного вида работ (может быть представлена теоретическим и практическим блоками). Данная часть может иметь один или несколько подразделов, состоящих из 2-3 разделов, и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники.

В заключении необходимо подвести итоги исследования, сделать общие выводы и дать рекомендации, направленные на решение изучаемой проблемы. В нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

Библиографический список оформляется в алфавитном порядке под номерами и содержит только те источники, которые были использованы при написании контрольной работы. Список составляется согласно правилам библиографического описания (приложение Б).

В Приложения помещают материал вспомогательного характера, необходимый для обеспечения полноты восприятия работы (методики, схемы, таблицы, иллюстрации, диаграммы, графики, глоссарий и другое).

Требования к оформлению текстовой части

Текст контрольной работы в соответствии с ее типом может быть представлен в виде собственного текста, таблиц, иллюстраций, модели, схем и других составляющих. Текст должен отвечать следующим требованиям: четкости структуры; логичности и последовательности; точности и полноте приведенных сведений; ясности и логичности изложения материала.

Разделы контрольной работы целесообразно разделять на более мелкие по своему объему структурные части. Описание исследуемых явлений должно быть выполнено в соответствии с принятой научной терминологией психологии и других наук. Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.

Название каждой части контрольной работы начинается с новой страницы. В тексте не должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых или необходимых (при первоначальном употреблении сокращение должно быть расшифровано).

Каждая цитата, каждый рисунок должны иметь сноску. В том случае, если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблица – обязательно сделайте ссылку на того автора, у кого вы взяли данный материал. Сноска может быть оформлена двумя способами: традиционный вариант (через «вставка / сноска»); «построчная» способом – приводятся две цифры: 1 – номер источника в общем библиографическом списке, 2 – номер страницы, например [5, с.210] или [5. С.210].

Работа предоставляется в напечатанном виде через 1,5 интервала. Размер шрифта 14. Вся работа должна быть напечатана в одном виде шрифта, если это не смысловое выделение по тексту.

Сносок должно быть не меньше, чем источников литературы в библиографическом списке. Ссылка необходима в случае, если чужая идея дана в пересказе своими словами, в этом случае она предваряется пометкой «См.». Цитата должна быть законченным по содержанию отрывком текста, если фраза сокращена, то опущенные элементы заменяются многоточием. Если из цитируемого отрывка не понятно, о ком или о чем идет речь, возможна вставка в круглых скобках пояснения с указанием на лицо или предмет, после чего следует пометка инициалов автора реферата.

Порядок представления контрольной работы

Контрольная работа представляется преподавателю в VI семестре. Своевременная сдача контрольной работы на проверку преподавателю позволяет при необходимости ее доработать.

Публичная защита контрольной работы происходит на практическом занятии, согласно расписанию.

Контрольная работа оценивается отметками «зачтено», в противном случае не засчитывается («незачтено»). В случае незачтенной работы студент должен переделать работу полностью или частично в соответствии с замечаниями.

Основные этапы работы студента при выполнении контрольной работы

В написании контрольной работы важным моментом является определение ее темы и постановка проблемы, что требует работы с научной литературой, поиск соответствующих источников диагностической, социально-экономической и социологической информации по изучаемой теме. Основные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конфе­ренций, веб-страницы в Интернете.

При изучении публикаций по теме необходимо пользоваться научными библиотеками. Главная цель научных библиотек – полное и оперативное библиотечно-библиографическое обслуживание учебного и научного процесса во всех областях научной деятельности. Для подготовки контрольной работы могут использоваться, прежде всего, библиотека КрИЖТ ИрГУПС, центральная региональная (городская, краевая, республиканская) библиотека, а также неко­торые специализированные библиотеки, которые существуют в больших городах. При необходимости следует пользоваться также центральными библиотеками: Российской государствен­ной библиотекой (РГБ), Российской национальной библиотекой (РНБ), Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ), Библиотекой Академии наук (БАН), Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (ГНПБ), Научная электронная библиотека (http://www.elibrary.ru/defaultx.asp).

Как правило, в любой библиотеке читателям открыт доступ к значительной части справочно-библиографического аппарата. Они могут обращаться к энциклопедиям, словарям, спра­вочникам, библиографическим пособиям, самостоятельно вести поиск в системе каталогов и картотек. Для справочных целей используются книжные фонды открытого доступа.

Информацию о литературе по социологии и психологии управления можно найти также в разделах систематического каталога смежных отраслей знания, например, социологии, психологии, менеджмента, психодиагностики и других.

Первый тип публикаций – это научные книги и статьи (в том числе периодическая печать), предназначенные для коллег – ученых. Они пишутся, как правило, строго научным языком, и в их задачу входит сообщение новых данных по какой-либо проблеме.

Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности изложения, количество используемой научной терминологии должно соответство­вать подготовленности студентов, для которых это учебное пособие предназначено.

Третий тип публикаций – справочники и словари, где в определенной системе объясняются термины и понятия, а также некоторые разделы психологии управления. Обращение к ним также целесообразно на первом этапе работы, поскольку в них можно найти типичные определения поня­тий, классификации.

Четвертый тип публикаций – это научно-популярные книги и статьи, предназначенные для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо раздела психологии управления и написаны научно-популярным языком. Научные термины или доступно разъясняются или заменяются более просты­ми языковыми оборотами.

Для сообщений о результатах исследований ученые используют также периодические издания, например журналы. Преимущество журнальной статьи – в оперативности публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методики, результатов и выводов по изученной ис­следователем проблеме. Существует большое количество научных журналов, выпускаемых издательствами.

Знакомство с книгами и статьями в журналах целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. Также студент может воспользоваться рекомендуемой литературой в данных рекомендациях (см. Библиографический список).


Перечень тем контрольных работ:

1. Объективные предпосылки возрастания научного знания и практического интереса к человеку в системе управления.

2. Междисциплинарный характер дисциплины «Социология и психология

управления».

3. Общественная (групповая) потребность в управлении.

4. Структура социальной системы и управление (самоуправление) в ней.

5. Общие понятия управления. Объект и предмет управления.

6. Социальные последствия и ответственность за результаты управления.

7. Управление как трудовой процесс. Структура кадров управления.

8. Профессионализм в управлении и профессионально-значимые качества, необходимые субъекту управленческого труда.

9. Критерии оценки управленческого труда.

10. Иерархия и власть как объективные предпосылки процесса управления.

11. Виды власти и их связь с управленческой деятельностью.

12. Стили руководства, используемые в процессе управления.

13. Социальная группа как объект социального управления (признаки).

14. Функции аппарата управления. Симптомы бюрократизации в его

деятельности.

15. Деятельность руководителя по укреплению социально-психологического единства между (сплоченности) всеми социальными группами системы

управления.

16. Методы управления.

17. Уровень притязаний личности в организациях и связь их с управлением.

18. Социальное управление в корпорациях США.

19. Система управления в Японии: основные положения и принципы,

социальный опыт.

20. Социальное управление на предприятиях Финляндии, Швеции.

21. Потребность, виды потребностей, их учет в управленческой деятельности.

22. Личностный потенциал работника в условиях рынка и его использование

в системе управления.

23. Сущность организации, система управления в организации.

24. Основные теории организации и управления.

25. Самоуправление в трудовой организации.

26. Лидерство в структуре управления.

27. Социально-психологические аспекты деятельности руководителя

трудового коллектива в рыночных условиях хозяйствования.

28.Реализация профессионального управленческого комплекса руководителя в условиях рынка. Схема общения руководителя с подчиненными.

29. Социальное партнерство как управленческая проблема. Субъекты

социального партнерства.

30 Основные факторы социального партнерства.

31. Механизм управления через систему социального партнерства.

32. Процессы принятия управленческих решений, их общая характеристика.

33. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих

решений.

34. Структурная организация процессов принятия управленческих решений.

35. Феноменология процессов принятия управленческих решений.

36. Индивидуальные различия управленческих решений.

37. Способности к управленческой деятельности, их понятие в психологии.

38. Менеджерские характеристики и общеорганизационные способности.

39. Структурно-психологический критерий деления способностей.

40. Концепция организационной культуры. Понятие и структура.

41. Развитие организационной культуры и ее роль в управленческой

деятельности.

42. Влияние культуры на организационную эффективность.

43. Формирование новых установок, норм, традиций, диктуемых рыночной

экономикой.

44. Закон выживания. Обеспечение внешней адаптации и внутренней

интеграции двуединая задача эффективного управления.

45. Управленческая деятельность по выводу трудовой организации из зоны

банкротства.

46. Инновационно-практическая направленность социальных технологий.

47. Социальные технологии управления в экстремальных ситуациях.

48. Организационная патология и ее виды. Причины организационных

патологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: