Инструкция для подсчета баллов

0 = крайне нехарактерно (совсем непохоже на меня)

1 = нехарактерно (довольно непохоже на меня)

2 = ни характерно, ни нехарактерно

3 = характерно (довольно похоже на меня)

4 = очень характерно (очень похоже на меня)

Половине данных положений для самооценки баллы присвоены на противопо­ложной основе, т.е. для них низкая оценка показывает в действительности бо­лее высокий уровень самооценки. До того как суммировать баллы, получен­ные при оценке указанных положений для определения вашего общего пока­зателя самооценки, перекодируйте те, которые помечены звездочкой (*), та­ким образом, чтобы 0=4, 1=3, 3=1 и 4=0. Показатель вашей общей самооценки может ранжироваться от 0 до 40, при этом более высокий балл свидетельству­ет о более высоком уровне самооценки. Показатель выше 20 свидетельствует об общем позитивном отношении к себе, в то время как показатель ниже 20 го­ворит об общем негативном отношении к себе.

Исследования показывают, что уровень самооценки личности связан с когнитивными аспектами Я-концепции (Franzoi, 1996). Так, люди с низкой самооценкой имеют менее ясно определенную и устойчивую Я-концепцию, чем люди с высокой самооценкой. Я-концепция людей с низкой самооценкой, по-видимому, являет­ся менее сложной и менее гибкой. Имеются данные, говорящие о том, что именно уверенность в себе является причиной высокой самооценки, а не наоборот (т.е. неверно утверждение, что высо­кая самооценка порождает более высокий уровень уверенности в себе). Итак, можно предположить, что первым компонентом вы­сокой самооценки является знание себя или, по меньшей мере, размышление о знании себя. Другим детерминантом уровня са­мооценки, по-видимому, может быть, как отмечает Франзой, спо­соб, посредством которого индивид "организует" позитивную и негативную информацию о себе в памяти. Речь идет не только о том, что все количество позитивной информации сравнивается с количеством негативной информации, что в целом определяет уровень самооценки. Главное здесь — как это знание о себе "ор­ганизовано". Некоторые индивиды проявляют тенденцию под­разделять информацию о себе на отдельные позитивные и нега­тивные категории ("Я хороший" и, наоборот, "Я нехороший"). Другие же имеют обыкновение формировать ментальные катего­рии, которые содержат в себе смесь позитивной и негативной ин­формации о себе. Исследования показывают, что если люди проявляют тенденцию подразделять в пределах своей Я-концеп- ции информацию о себе на позитивную и негативную и первая чаще вспоминается, то такой когнитивный стиль повышает их са­мооценку и понижает уровень депрессии. У тех людей, для кото­рых позитивные аспекты Я являются более важными, подразде­ление информации о себе на позитивную и негативную может быть частью процесса, способствующего исключению в конце концов негативной информации из памяти. А это, в свою очередь, удаляет такую информацию из Я-концепции. С другой стороны, людям, которым негативные аспекты Я кажутся более важными, психологически более приемлемо смешивать в своем сознании вместе позитивные и негативные аспекты Я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: