Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий является одним из конституционных принципов российского федерализма.
Существует 2 способа регулирования отношений между федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный. С.А.Авакьян утверждает, что РФ относится к конституционно-правовой федерации.
Именно Конституция устанавливает перечни предметов ведения и полномочий РФ (ст. 71), совместного ведения России и ее субъектов (ст. 72), исключительного ведения субъектов РФ (ст. 73).
Существует 3 юридических способа закрепления полномочий между федерацией и ее субъектами:
- закрытые или списочные полномочия
- открытые полномочия
- остаточные полномочия
В ст. 71 и 72 содержатся закрытые перечни полномочий, ст. 73 – остаточные.
Правовое регулирования (ст. 76):
А) по предметам ведения РФ издаются ФКЗ и ФЗ,
Б) по предметам совместного ведения издаются ФЗ и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов. Федеральные законы по предметам совместного ведения издаются 2 видов: определяющие общие принципы (основы) правового регулирования и направленные на реализацию полномочий федеральных органов власти.
|
|
В) вне пределах ведения РФ и совместного ведения субъекты осуществляют собственное правовое регулирование.
При этом, законы субъектов не могут противоречить федеральным, а в случае такого противоречия, действует федеральный закон. В случае противоречия закона субъекта федеральному по предметам исключительного ведения субъекта – действует закон субъекта РФ.
Предметы ведения РФ, установленные в 18 пунктах ст. 71 можно разделить на группы:
1. Государственного строительства или учредительные: принятие и изменение Конституции РФ, установление системы федеральных органов власти и др.
2. Законодательные и правоохранительные: принятие и изменение федеральных законов, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; судоустройство, прокуратура и др.
3. Социально-экономические: управление федеральной собственностью, таможенное регулирование, денежная эмиссия и др.
4. Военные: оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной границы и др.
5. Внешнеполитические и внешнеэкономические: международные договоры, внешняя политика и др.
6. По конкретизации статуса личности: государственные награды, гражданство, амнистия, помилование
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, установленные в 14 пунктах ст. 21 можно разделить на группы:
1. Учредительные: установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления и др.
|
|
2. Правозащитные и правоохранительные: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана памятников истории и культуры, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат и др.
3. Законодательные: административное, трудовое, семейное, жилищное законодательство и др.
4. Социально-экономические: разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения, вопросы владения, пользования, распоряжения землей и др.
5. Международные: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ
В России существует и договорный способ разграничения полномочий. Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий установлен в ст. 26.7 «Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий» ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":
- допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта
- подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта
- Президент РФ в течение десяти дней после подписания договора вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.
- Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет.