Что можно сказать о наших детях? Какое влияние окажем мы?

Если ты отшлёпаешь ребёнка, объясняя ему, что он никогда не должен намеренно причинять боль другому человеку, малыш не станет «лучше». Ты только научишь его, что физическое насилие является приемлемым методом преодоления проблем. Выходит, что ты сам моделируешь именно то поведение, от которого убеждаешь ребёнка отказаться.

Но что делать учителю с неуправляемыми детьми?

Не бывает Правых и Неправых, — и об этом полезно было бы знать детям, чтобы они не продолжали пользоваться парадигмой Правоты/Неправоты, когда вырастут и станут управлять нашим миром.

Не бывает Правоты и Неправоты. Есть просто Рабочие и Нерабочие методы, — всё зависит от того, что ты хочешь сделать. Если ты хочешь изменить поведение ребёнка, то ругать или наказывать его — нерабочий метод. Тем более, если ты хочешь, чтобы у ребёнка развился положительный образ себя (а это, между прочим, единственная почва, на которой он может легко формировать своё поведение).

Помни вот о чем: тебе не нужно, чтобы ребёнок просто перестал вести себя определённым образом, тебе нужно, чтобы он изменил своё поведение.

Это — разные вещи. Наказание или угроза наказания, возможно, вынудят человека перестать вести себя определённым образом, — но, в ближайшем будущем, нежелательное поведение возобновится (в чём не раз уже убеждались родители… и президенты), поскольку наказание только прекращает нежелательное поведение, но не изменяет его.

Есть множество эффективных способов взаимодействия с ребёнком, который поступает не наилучшим для него образом. Наказания и брань не входят в число этих методов.

Адель Фабер и Элен Мазлиш написали на эту тему целую книгу, где есть множество бесценных советов для учителей и родителей. Книга называется «Как разговаривать, чтобы дети учились, — дома и в школе». Эта небольшая книжечка просто изумляет. Авторы предлагают целый ряд здоровых и действенных альтернатив наказанию и угрозе наказания.

Например, подсказать непослушному ребёнку, как он может принести пользу; научить малыша исправлять свои ошибки; позволить ему испытать естественные последствия своего поведения.

В книге объясняется, как действуют эти методы, каким образом они на деле помогают ребёнку изменить своё поведение. Книга написана очень простым языком, чтобы любой человек мог разобраться в азах детской психологии.

Детей можно побудить к самостоятельности и дисциплине, и не думаю, что кто либо сумел показать, как это можно сделать, более чётко и доступно, чем Фабер и Мазлиш.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: