Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".
16.Методика “Сравнение понятий”
Шкалы: характер развития операций сравнения, анализа и синтеза
Назначение теста
Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.
|
|
Инструкция к тесту
Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.
Тест
1. Утро – вечер.
2. Яблоко – вишня.
3. Корова – лошадь.
4. Лев – собака.
5. Летчик – танкист.
6. Ворона – воробей.
7. Лыжи- коньки.
8. Молоко – вода.
9. Трамвай – автобус.
10. Золото – серебро.
11. Река – озеро.
12. Сани – телега.
13. Велосипед – мотоцикл.
14. Воробей – курица.
15. Собака – кошка.
16. Дуб – береза.
17. Ворона – рыба.
18. Сказка – песня.
19. Лев – тигр.
20. Картина – портрет.
21. Поезд – самолет.
22. Лошадь – всадник.
23. Обман – ошибка.
24. Кошка – яблоко.
25. Ботинок – карандаш.
26. Голод – жажда.