Глава 1. Молодежная субкультура

Субкультура[2] (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры[3], формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они». В современном обществе существует значительное многообразие субкультур, однако в социальной педагогике это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур. Современная молодежь в российском обществе[4], а ее возрастные границы принято определять в интервале от 15 до 29 лет, сталкивается с множеством демографических, социальных, экономических и нравственных проблем. Первая проблема – сокращение численности молодых людей и, следовательно, старение населения, снижение роли молодежи как трудового ресурса общества. С этим связано возрастание в 1,5 раза количества разводов в молодых семьях. Больше разводов – больше неблагополучных семей и меньше детей. Вторая проблема – ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Нынешнее молодое поколение менее здорово физически и психически чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Третья проблема – молодежная безработица. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 г. она составляла 35,5%, в 1995 г. -41%, в 1997 г. – 35%. Исследования показали, что боятся стать безработными в будущем более 70% опрошенных. Четвертая проблема – падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. Молодежь отдает предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным. Для 56,8% молодых людей главным в жизни являются деньги. В принципе такое положение вполне нормально для рыночного общества, где деньги – одна из главных ценностей. Поэтому желание «жить хорошо» отражает естественное стремление людей, если оно не переходит нравственные границы. Нравственные границы же можно определить способом, которым люди стараются добыть деньги. Подлинные ценности[5], например, желание помочь ближнему, подменяются такими целями, как престижная должность и обладание деньгами. В одном из американских исследований было установлено, что большое количество старшеклассников хотят зарабатывать много денег – больше, чем их родители и быть уверенными в том, что они смогут предоставить своим детям большие возможности, чем были у них самих.

Сегодня современная молодежь выросла в условиях резкого контраста материальной обеспеченности[6]. Жизненный уровень большинства жителей России снизился, однако некоторые люди стали жить богаче, чем прежде. Все это самым непосредственным образом коснулось молодых. Немногим родители дают достаточное количество денег, какая-то часть подростков в наше время способна заработать себе на жизнь. Примерно половина молодых людей подрабатывают в свободное от учебы время. Большую часть заработанного они тратят на развлечения, меньшую отдают в семейный бюджет и откладывают на оплату обучения. Наличие денег в карманах сегодняшней молодежи имеет много последствий.

Родители, которым их благополучие досталось благодаря тяжелому труду и огромным усилиям, чаще всего недовольны тем, как поверхностно и легкомысленно, на их взгляд, дети относятся к жизни и труду. Не зная, как их можно переубедить, они читают нотации, повышают тон, пытаются криком, или прямым давлением внушить им иные ценности. Но действуют ли подобные методы?[7] Скорее они достигают противоположного эффекта.

1.1. Причины зарождения [8]

Перед молодыми людьми в сложный период[9] перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой незначительный опыт. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же самыми проблемами, имеют такие же ценности и идеалы. Этот период возникает потому, что человек покидает детство – период минимальной ответственности и вступает во взрослость – период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями людей и отличающихся от опыта старших поколений.

Молодежь и молодежная культура – явления сравнительно новые. Молодежная субкультура появилась в Америке и Западной Европе примерно в 50-е годы, а в России – в 50-60-е. Раньше о молодежной субкультуре как о самостоятельном явлении не говорили. Еще в 40-е годы поведение и действия юных людей не отличались от старших сограждан. В 50-е годы страны запада вступают в полосу экономического подъема. Выросло материальное благосостояние родителей, и они стали выделять больше средств детям на карманные расходы. На это моментально откликнулись предприниматели, расширяя сферу услуг для молодежи. В обиход стало входить понятие молодежной моды[10]. Ускорение технического прогресса – еще один фактор появления и утверждения молодежной субкультуры. Если раньше, в традиционном обществе, в течение жизни одного поколения техники сменялось несколько поколений людей, то в послеиндустриальном обществе на протяжении жизни одного поколения, сменяется несколько поколений техники. Каждое новое поколение техники открывает перед человечеством новые возможности, а значит, побуждает к жизни новые цели, идеалы, ожидания, стили моды и ориентиры. Электрогитара, вытеснившая обычную гитару, явилась не только технологическим изменением. С ней пришла новая эпоха в молодежной субкультуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: