- Автоматизация
- Ассоцианизм
- Ассоциация
- Действие
- Деятельность
- Задача
- Знание
- Игра
- Интеллектуальный
- Интериоризация
- Навык
- Научение
- Необихевиоризм
- Опыт
- Обучение
- Память
- Поведение
- Понятие
- Проблема
- Процесс
- Развитие
- Реакция
- Рефлекс
- Рефлекс условный (врожденный)
- Синтез
- Созревание
- Становление
- Стимул
- Теория поэтапного формирования умственных действий
- Труд
- Умение
- Умственные действия
- Усвоение
- Учение
- Философия
- Формирование
- Цель
- Экстериоризация
- Этика
Вопросы для самопроверки
1. Сравните следующие понятия: "усвоение", "учение", "научение", "учебная деятельность".
2. Назовите систему деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.
3. Как трактуют понятия "научение", "обучение" и "учение" А.К. Маркова и Н.Ф. Талызина?
4. Чем отличается точка зрения В.Д. Шадрикова по поводу научения от точки зрения Л.Б. Ительсона?
5. Как трактовалось научение в отечественной психологии в советский период ее развития?
6. Назовите основные теории научения.
|
|
7. Назовите основные проблемы теории научения.
8. Какие виды научения существуют в человеческом обществе?
9. В чем суть бихевиористской концепции научения?
10. Раскройте суть принципа подкрепления как главного пути управления процессом учения в теории оперантного поведения.
11. В чем суть ассоциативно-рефлекторной теории научения?
12. Чем отличаются когнитивные теории научения от бихевиористских и ассоциативно-рефлекторных?
13. Назовите и дайте характеристику основным видам ассоциативного научения.
14. Какие уровни научения принято выделять в психологии?
15. В чем суть междисциплинарного подхода к учению?
16. Охарактеризуйте учение как разновидность человеческой деятельности.
17. Назовите основные теории учения в отечественной психологии.
18. В чем суть деятельностного подхода к усвоению социального опыта?
19. В чем суть теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
20. Назовите основные операциональные теории усвоения социального опыта.
21. Раскройте основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
Список литературы
1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995.
3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. Мн.; М., 2000.
7. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1970.
8. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
|
|
9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
10. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.
11. Орлов Ю.М. Научение. М., 1997.
12. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
15. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
16. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
17. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.