Крючковидные узоры в переплетении строятся на базе трех- и четырехремизной основной саржи, имеющей обратную проборку. Проборка может быть обычнойобратной или V-образной. На рис. 70 представлены варианты заправочных рисунков обратной саржи.
Благодаря большой плотности ткани по утку (плотность ткани по основе небольшая, нити пробраны в бердо более свободно) и смене цвета утка в пределах Раппорта чередования подъема ремизок получается крючковидный узор вместо обычной обратной саржи. На рис. 71, а показано чередование
уточных нитей различного цвета в пределах одного раппорта схемы подъема ремизок. На рис. 71, б схематично изображены соединительные точки уточных перекрытий, располагающихся по одной линии (четыре нити утка используются как один уток, что видно из поперечного разреза ткани на рис. 71, в). Каждая нить утка в пределах одного чередования перекрывает только одну нить основы на лицевой поверхности ткани, а на изнаночной стороне образуются длинные уточные перекрытия.
Благодаря такому способу тканеобразования переплетение для крючковидного узора создает толстую ткань. Эта техника ткачества широко используется для изготовления настенных ковриков. Выбор пряжи или нитей для основы и утка имеет решающее значение для толщины ткани и крупности узора.
На рис. 72 показано переплетение и мотив узора с использованием обратной саржи и нитей утка двух цветов (красного и синего). При большой плотности ткани по утку в пределах раппорта переплетения однони- точные уточные перекрытия закрывают нити основы, располагаясь в одну линию. Уточные нити красного цвета, сближаясь, в пределах чередования цветов и четырех раппортов переплетения (раппортов подъема ремизок) образуют крючковидный узор.
Взаимосочетание мотива узора и переплетения показывает, что один ряд клеток по высоте в мотиве узора соответствует целому раппорту переплетения, т.е. раппорту подъема ремизок при тканеобразовании. Так как переплетение легко распознается в мотиве узора (оно идентично цветовому эффекту), из него можно определить, какие цвета должны иметь нити утка в раппорте подъема ремизок.
Для большего эффекта в крючковидном переплетении узорные клетки делают более высокими, чем это показано на рис. 72, б. Обычно повторяют два-три одинаковых уточных раппорта друг после друга. При этом узор становится более четким и, кроме того, несколько более вытянутым
На рис. 73, а показан мотив крючковидного узора с общим раппортом переплетения при использовании цветов в 11 уточных раппортах базового переплетения. Способ тканеобразования крючковидных узоров пре
дусматривает импровизированное использование цветов в пределах нескольких раппортов базового переплетения по утку. На рис. 73, б показан заправочный рисунок для элемента 1, выделенного на рис. 73, а.
Двойные крючковидные узоры похожи на обычные крючковидные узоры, называемые также простыми. Единственное различие заключается в некотором изменении обратной проборки. Из заправочного рисунка переплетения (рис. 74) видно, что верхушки обратной саржи являются двойными — отсюда и название "двойные крючковидные узоры". Способ тканеобразования такой же, как и при простом крючковидном узоре.