Как родители могут понять, какими талантами обладает ребенок?
Наблюдая за ребенком как можно внимательнее и нежнее, а именно, за тем, что он воспринимает, что выражает и что делает. Родители должны наблюдать без всяких намерений, совершенно открыто, без оценок. Это не просто.
Это не так просто.
Действительно, такому непреднамеренному наблюдению трудно научиться, особенно, если у родителей в голове уже есть определенные представления о том, какими талантами мог бы и должен обладать их ребенок. Несмотря на это, важно чутко и ободряюще наблюдать, что интересует самого ребенка, чем он занимается с удовольствием, как пытается что-то выразить или изобразить. Нужно использовать любую возможность: наедине с ребенком, в кругу друзей, дома или вне семьи. По возможности - в нормальных, повседневных, а не в специально организованных ситуациях.
Почему нет? Ведь именно так обычно тестируют способности?
Подобные тесты показывают только то, на что способен ребенок в определенной, заданной ситуации, а не то, что он действительно может делать, а главное, чем действительно интересуется. Ведь настоящие золотоискатели не ищут клад в том месте, где сами его закопали.
Что могут делать родители, когда они раскрыли талант ребенка?
Детям с особыми талантами, нужно как можно больше «действия» в интересующей их сфере. Подобные возможности проявления таланта родители и должны предоставлять ребенку. Но если у него пропадает интерес от «перенасыщения», значит, родители переборщили. Тогда следует отойти и проявлять немного меньше инициативы.
А что, если родители не заметили у своего ребенка никаких особых дарований?
Подождать. Не существует ребенка, который не начал бы чем-нибудь увлекаться! Однако: чем старше дети, тем больше опасность, что они начнут интересоваться и заниматься чем-нибудь не по собственной воле, а в поисках признания со стороны родителей или ровесников. Такие увлечения и успехи чужды ребенку. В таких случаях ему вначале нужно укрепить волю и самосознание, чтобы снова следовать собственным интересам и призванию.
Родители не хотят упустить ни одной возможности, но при этом не перегружать ребенка. Как достичь подобного равновесия?
Возможно, нам – родителям, воспитателям, педагогам – стоит вспомнить старинную мудрость садоводов: «Растения не вырастут быстрее, если за них тянуть». Совсем наоборот: так их можно повредить! Поливать, подкармливать, выставлять на солнце, защищать от гроз и ливней – вот правильная стратегия. В отношении к детям это означает: предлагать им занятия, благодаря которым они развиваются и которыми могут увлечься, ценить их успехи и достижения, ободрять их, и, если это не получается у них самих, показывать дорогу, по которой можно пойти.