Классификация потребностей в российской и отечественной психологии

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.

П. В. Симонов (1987) считал, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальное и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П. В. Симоновым с волей.

А. В. Петровский (1986) делит потребности: по происхождению — на естественные и культурные, по предмету (объекту) — на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные — материальными и духовными.

П. А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело — каким целям (общественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность.

У В.А.Крутецкого (1980) потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности.

С.Б.Каверин (1987) в зависимости от сферы реализации человеческих нужд предлагает разделять потребности на биогенные: потребность в двигательной активности, в игре, в эмоциональном контакте, в безопасности и самосохранении, ориентировочная потребность;

психофизиологические: потребность в эмоциональном насыщении, в свободе, в восстановлении энергии; социальные: потребность в общении, в самовыражении, в самоутверждении,

в познании; высшие: в творчестве, в творческом труде, подготовленности и потребность преодоления, быть личностью, потр. смысла жизни, нравственная и эстетическая потребности.

И.А.Фурманов (1998), опираясь на идею взаимодействия индивида и среды предлагает следующую классификацию потребностей:

1. Потр. в физическом совершенствовании.Р азвитие силы, ловкости, выносливости и др.

2. П. в духовном совершенствовании-- к овладению культурными и общечеловеческими ценностями, ориентацию на этические и моральные стандарты.

3. П. в тру. д-ти.

4. П.в дружбе-- стремление найти друзей, способных прийти на помощь.

5. П. в эмоциональной близости-- желание встретить человека, с которым можно поделиться сокровенными мыслями.

6. П. в уважении и поддержке со стороны окружающих-- необходимость признания и получения уважения и поддержки от ближайшего окружения.

7. П.в развлечениях-- стремление человека снять психическое напряжение, расслабиться и получить положительные эмоции.

8. П. в комфорте-- стремление к материальному благополучию и душевному спокойствию.

9. П. в познании-- устремления к получению прочных знаний и образования..

10. П. в лидерстве-- стремление к первенству и доминированию

11. П. в противоположном поле— имеет биологически обусловленные устремления и более широкий, социальный смысл.

12. П. в оказании помощи окружающим-- стремление к сопереживанию окружающим и проявлению милосердия.

13. П. в достижениях-- желание преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше их, достичь высокого уровня в каком-либо деле.

14. П. в автономии-- стремление к самостоятельности и независимости.

15. П. в престиже-- получение признания окружающих, желание покорить других, привлечь к себе внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: