Специфическим личностным фактором защиты являются антинаркотические установки, в структуре которых принято выделять информационный, оценочный и поведенческий компоненты [1].
Что касается информированности младших школьников по вопросам употребления психоактивных веществ, то, по данным Гусевой Н.А., «дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо почти ничего не поняли. Знания о наркотиках - отрывочны». Большинство детей младшего школьного возраста в повседневной жизни сталкиваются с употреблением табака и алкоголя, и только единицы оценивают употребление психоактивных веществ положительно. Однако у многих детей существуют некоторые мифы относительно слабоалкогольных напитков («пиво, джин-тоник - это не алкоголь»), также некоторые дети (особенно в первом классе) некритично относятся к предложению пробы неизвестного вещества. Все это делает работу по формированию прочных антинаркотических установок у детей младшего школьного возраста актуальной и перспективной.
В зависимости от степени вовлеченности в проблему злоупотребления психоактивными веществами в профилактической работе с детьми можно выделить два направления:
1. Общая воспитательная работа с детьми, основная цель которой заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни. Эта работа охватывает всех учащихся начальных классов.
2. Работа с группой риска по отношению к возможности вовлечения в наркотизацию, или при существовании угрозы благополучию ребенка из-за употребления ПАВ в его ближайшем окружении, что предполагает выявление детей наиболее подверженных негативному влиянию среды.
Профилактическая работа с детьми группы риска направлена на коррекцию личностных особенностей, способных спровоцировать приобщение к одурманивающим веществам. Она предполагает помощь детям, испытывающим трудности социальной адаптации, - развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, внутриличностных регуляционных механизмов, а также организацию условий для их успешной адаптации в детском коллективе.
Таким образом, в младшем школьном возрасте проявляются важные факторы риска наркотизации, что позволяет выявить детей группы повышенного риска приобщения к ПАВ и формирования зависимости от них. В то же время в этот период формируется значительный личностный потенциал, опора на который позволит предотвратить вовлечение в наркотизацию тех, кто в большинстве своем не имеет опыта употребления психоактивных веществ, то есть реализовать главную цель первичной профилактики наркозависимости.
Безусловно, чтобы профилактическая работа была эффективной, недостаточно только правильно определить ее целевую направленность, необходимо также подобрать адекватные и эффективные методы достижения поставленных целей. Рассмотрим теперь возрастные особенности младших школьников как опору при определении стратегии и тактики ведения профилактической работы с детьми, а затем и специфику организации и технологии ведения этой работы в начальных классах.
Одним из основных требований к профилактическому воздействию является соблюдение принципа когнитивной адекватности, то есть максимального соответствия форм, методов и организации профилактической деятельности специфическим особенностям возрастного развития конкретных групп детей. Рассматривая особенности младших школьников, необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте сохраняются некоторые психологические черты, характерные для дошкольников. Такими общими чертами, в частности, являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность и впечатлительность, которые могут использоваться при проведении профилактической работы с детьми этого возраста. Кардинальное отличие младшего школьника от дошкольника состоит в новой внутренней позиции, которая характеризуется принятием ребенком своего нового социального статуса, новой роли - роли ученика. Изменившееся положение ребенка в системе общественных отношений создает особую направленность ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая деятельность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей.
Стадия психосоциального развития, соответствующая младшему школьному возрасту, по мнению Э.Эриксона, является решающей в социальном отношении, поскольку трудолюбие влечет за собой совместное с другими детьми выполнение работы, осознание технологической культуры. Успешное разрешение конфликта, характеризующего эту стадию, - успехи в учении - позволяет ребенку почувствовать себя успешной личностью и впоследствии идентифицировать себя как успешную личность, решающую свои проблемы рациональными способами. Довольно распространенная ошибка современных родителей - недостаточное внимание к школьным успехам и трудностям ребенка. Для учеников начальных классов потребность в достижениях и положительной их оценке со стороны значимого окружения - одна из ключевых потребностей. Поэтому важно, чтобы родители интересовались успехами ребенка в школе: радовались хорошим оценкам и прогрессу в обучении, огорчались неуспеху. Конечно, важно не перегибать палку и в другую сторону - сводить все взаимодействие с ребенком исключительно к «школьным вопросам».
Традиционные возрастные периоды учащихся начальных классов объединяют в единую категорию «младшие школьники», тем самым как бы нивелируя различия в психическом развитии первоклассников, второклассников, третьеклассников. Однако ряд специалистов-практиков (Гусева Н.А., Никольская И.М., Овчарова Р.В., Хухлаева О.В.) считают, что в каждом из этих возрастных периодов (6-7, 8-9, 9-10 лет) проявляются специфические особенности и проблемы, которые должны быть учтены при проведении психолого-педагогической и, в частности, профилактической работы с учениками первого, второго и третьего класса.
Рассмотрим специфику проблем первоклассника. Ребенку трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи и поддержке родителей, однако не всегда получает ее (ситуация в семье первоклассника обсуждалась выше). Школьные уроки тяготят ребенка, он жалуется на трудности и скуку. Это требует целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей. Также важной задачей является развитие способности получать удовлетворение от процесса познания. Подобная работа должна проводиться в доступных и привлекательных для ребенка формах - форме сказки и игры. Другая важная задача в работе с первоклассниками - способствовать установлению атмосферы дружелюбия и доверия. Здесь также, как и в первом случае, специально подобранные игры помогают, актуализировать положительные эмоции, создавать ситуации для позитивного, конструктивного контакта детей друг с другом. Первый год обучения в школе - плодотворное время для работы с детскими страхами и тревогами. Обычные возрастные страхи, связанные с вхождением ребенка в новую среду и с изменением образа жизни, «могут при надлежащих психологических воздействиях снижаться, что исключает риск их перерастания в стойкие невротические фобии». Уменьшить силу страха ребенок может в процессе игр и упражнений, предлагаемых.
Второй учебный год ребенок начинает в качественно ином настроении, нежели первый. «Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался отчетливый образ хорошего ученика. Но у этих навыков есть оборотная сторона: ребенок в какой-то степени утрачивает свою детскую непосредственность, его индивидуальные особенности несколько стираются, снижаются творческие проявления» [4, 144]. Однако это явление обратимо, если вовремя начать работу по «реанимации фантазии», утверждению ее ценности в глазах детей и взрослых. Поэтому важным направлением профилактической работы становится актуализация созидательного, творческого начала в ребенке, например, через создание домов для слуг-чувств, совместное сочинение и разыгрывание сказок, ролевые игры. Другой важной особенностью второклассников, по мнению специалистов-практиков (Никольская И.М., Хухлаева О.В.), является изменение отношения детей к значимым взрослым. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, но внутреннее отстранение от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним или злость, или обиду. Эти чувства в случае их возникновения должны быть проработаны. А участие учителя в групповой работе с детьми (например, в качестве помощника ведущего) поможет поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.
Сходная ситуация возникает и в отношениях с родителями. Их тоже нужно научиться воспринимать как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок постепенно привыкает к тому, что самые близкие люди могут порой раздражаться или сердиться, нечаянно обидеть или быть невнимательными. Способность распознавать состояние других людей и умение адекватно выражать свои чувства позволяют сделать процесс дифференциации значимых взрослых более мягким, помогает налаживать отношения на новом уровне.
Важной остается тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся более значимыми, чем в первый школьный год, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. «Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе». На занятиях должно уделяться особое внимание теме дружбы, поскольку этот период является благоприятным для формирования навыков сопротивления групповому давлению, и, в то же время, этот период очень важен в плане формирования и развития способности устанавливать близкие отношения с другими людьми.
Главной особенностью третьеклассников является, по мнению Хухлаевой О.В., «появление глубокого интереса к своему внутреннему миру... Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности» [4, 209]. Поэтому групповая психологическая работа с детьми в этом возрасте является очень своевременной и может стать достаточно эффективной. Дети довольно легко и доверчиво пускают взрослых в свой внутренний мир, а иногда сами «приглашают заглянуть туда». Однако необходимо помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно в этом возрасте можно помочь ребенку в разрешении его проблем, повлиять на его установки и поведение, деликатно используя особенности возраста.
Таким образом, поступление ребенка в школу может провоцировать проявление неблагоприятных микросоциальных факторов, сформировавшихся в более ранние периоды развития ребенка. Кроме того, важным фактором риска появления различных отклонений, в том числе вредных привычек, становится школьная дезадаптация, усугубляемая сложными отношениями в семье. И наоборот, гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, оптимальный стиль воспитания (сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью, принятием и эмоциональной поддержкой ребенка), хорошая адаптация ребенка к условиям учреждения образования, конструктивное взаимодействие и позитивные отношения со сверстниками и педагогами выступают защитными от злоупотребления психоактивными веществами факторами. Поэтому профилактическая работа с детьми младшего школьного возраста должна быть нацелена на уменьшение влияния факторов риска наркотизации, связанных с воспитанием в семье и обучением в школе, а также на усиление семейных и школьных защитных факторов. Кроме того, стратегия проведения работы по профилактике формирования вредных привычек с младшими школьниками предполагает целенаправленное всестороннее развитие личности и социальных навыков детей, а также разрешение специфических возрастных проблем: развитие способности получать удовольствие от процесса познания, содействие установлению атмосферы дружелюбия и доверия, снижение силы детских страхов и тревог, актуализация созидательного, творческого начала в ребенке, поддержание в ребенке реальных образов учителя и родителей, формирование навыков сопротивления групповому давлению, развитие способности устанавливать близкие отношения с другими людьми, влияние на установки и поведение ребенка.