Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.
Критерии воспитанности условно можно подразделить:
на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;
«мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.
Можно выделить две группы критериев воспитанности:
содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;
оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.
Можно выделить:
общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива;
частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:
связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.