Подвижная игра и ее значение в физическом развитии ребенка

«Игра — это огромное окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности.»

В. А. Сухомлинский.

В воспитании и развитии ребенка большая роль принадлежит игре — преобладающему виду деятельности детей дошкольного возраста.

Игра является эффективным средством формирования разносторонней личности ребенка, его физического, психического и духовного потенциала. Основными условиями формирования детского игрового творчества являются впечатления об окружающем мире и система первоначальных знаний о природе, обществе и человеке, наличие игровых умений и навыков, богатство детского воображения и фантазии. Поэтому игра должна стать основной формой воспитания и обучения дошкольника.

В процессе игры ребенок живет, действует подобно окружающим его взрослым, героям любимых сказок и рассказов. Он может быть врачом, летчиком, путешественником. И это доставляет ему огромную радость. Содержание игр богато и разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.

«Маленькие дети... играют, как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место, – отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали Горький и Макаренко. Игру детей они рассматривали как основной вид физической и двигательной деятельности.

Все игры детей принято делить на две большие группы:

● Игры с готовыми «жесткими» правилами (спортивные, подвижные,
интеллектуальные);

● Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых
действий.

М. Лацерус предлагает классификацию игр:

● Игры, связанные с физической деятельностью;

● Влечения к различным видам зрелищ;

● Игры интеллектуальные;

● Игры азартные.

Д. Б. Эльконин делит подвижные игры на четыре группы:

● Имитационно-процессуальные, в которых действия детей сводятся
к простому подражанию известным действиям по образцу;

● Драматические игры по определенному сюжету;

● Игры с несложными по сюжету правилами;

● Игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.

Заслуживает внимания классификация игр как отражение разнообразных типов человеческой деятельности:

● Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

● Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные, строительные, трудовые); технические, конструкторские; электронные, компьютерные, игры-автоматы; игровые методы обучения.

● Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные,
режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

● Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

В методике физического воспитания и развития детей принято делить игры на:

1. Элементарные игры с правилами:

а) сюжетного характера («Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»);

б) бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, прятки, ловишки, игры-эстафеты);

в) аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);

г) игры-забавы на развитие мелкой моторики пальцев (пальчик-мальчик, сорока, колечко).

2. Сложные игры с правилами:

а) спортивные (футбол, элементы баскетбола на 7-ом году жизни);

б) игры с элементами спорта (городки, кегли, кольцебросы).

Также все подвижные игры по программе детского сада делятся по двигательному составу.

1. Игры большой подвижности, с бегом и прыжками («Мы веселые ребята», «Ловишки», «У медведя во бору», «Волк во рву»);

2. Игры средней подвижности, с лазаньем, хороводы с ходьбой и с бегом («Мышеловка», «Ровным кругом», «Карусели», «Пузырь», «Обезьянки», «Медведь и пчелы»);

3. Игры малой подвижности с ходьбой в средне-медленном темпе, с упражнениями для определенных частей тела, с метанием («Летает – не летает», «Найди, где спрятано», «Море волнуется»).

Передо мной не стоит цель охватить все виды подвижных игр, хочется представить вашему вниманию игры: большой и малой подвижности; спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровителъные). Цель данной работы — оказать помощь в организации и проведении подвижных игр с детьми. Данная работа является результатом систематизации материала, приведенного в различных литературных источниках по предложенной тематике. В каждом блоке игр указаны цели и методические рекомендации по проведению игры. Весь игровой материал апробирован в дошкольных учреждениях города Омска.

При проведении игры педагог должен стремиться к тому, чтобы повысить ее эффективность, но при этом не допустить чрезмерной физической нагрузки. Необходимо следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались. Как показывает опыт, оптимальное количество повторений одной игры 3-5 раз, но любую игру нужно закончить раньше, чем этого захотят дети.

Педагогу следует разнообразить игровой материал, так как однотипные игры вызывают у детей утомление. Внесение в игру некоторых изменений, дополнений не меняет их основного содержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а отчасти и творчества. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети с самого раннего возраста полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них самостоятельно.

К большой и малой подвижности относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.

Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.

В настоящее время роль и значение игр заметно возросло. И это не случайно. Выполнение игр усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. Организация игр оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Дети учатся преодолевать трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Вместе с тем они учатся работать в коллективе.

Игры являются важной формой воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к познанию окружающего мира, а самое главное играет большую роль в физическом развитии ребенка. Игра помогает сделать любой материал увлекательным, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Подбирая игры, необходимо стремиться, чтобы они были достаточно сложными и в то же время доступными детям. Во время игры дети должны быть внимательными, четко следить за правилами игры. При организации игры нужно опираться на опыт и знание детей, ставить перед ними конкретные задачи, доступно объяснять правила, постепенно усложняя задачу и игровые действия.

Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто из нас не помнит неизменных ловишек, салочек, пятнашек, красочек, классиков! В них когда-то играли мы сами, теперь играют наши дети. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Эти игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие народные традиции. Многие из игр вам знакомы, некоторыенемного видоизменились со временем.

Подвижные игры ценны как в физическом, так и в педагогическом отношении. Говоря об оздоровительном эффекте игр, следует отметить, что разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ. Игры с элементами корригирующей гимнастики улучшают осанку. Наличие в играх движений благоприпятствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствие, доставленное игрой, не только дает отдых уставшему организму, нервной системе, но и повышает жизнедеятельность, увеличивает работоспособность.

Не менее важны подвижные игры и в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства и творческие способности, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Для каждой игры существуют конкретные правила, которые необходимо выполнять. Руководитель игры должен сообщить об этих правилах до начала игры. Во многих играх выбирается водящий, поэтому эти игры начинаются со считалок.

Игры малой подвижности проводятся по тем же правилам, что и подвижные игры. В них может участвовать любое количество человек. Здесь очень мало командных игр, дети меньше двигаются, бегают, прыгают, но эти игры заставляют их думать, учат работать коллективно, развивают мышление.

Важно сочетать игры большой подвижности и игры малой подвижности. Это позволит детям отдохнуть от физической нагрузки и в то же время с пользой и интересом провести время.

Спортивные игры (хоккей, футбол, баскетбол, бадбинтон, городки) являются в сущности лишь высшей формой подвижных игр. В подвижных играх и упражнениях, подготавливающих к обучению выбранной спортивной игре, воспитатель ставит самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Особо благоприятные условия часто создаются для развития точности, ловкости движений, глазомера, ориентации в пространстве. Детям приходится принимать быстрые, но разумные решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и слуховые анализаторы.

В играх коллективного характера ставятся одна или две конкретные задачи для воспитания положительных нравственно-волевых черт характера. Непременное выполнение правил подвижных и спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, сознательной дисциплины, ответственности перед командой, взаимопониманию, умению считаться с другими детьми. Дети приучаются оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, иногда даже рискуя потерять любимую роль в игре. Необходимо создать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели команды. В играх коллективного характера бывают конфликты, споры между детьми. Надо учить детей решать их самостоятельно.

Уже в дошкольном возрасте дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации и стремятся к творчеству в игре.

Воспитатель для каждого игрового занятия определяет образовательные и воспитательные задачи, постепенно усложняя их в зависимости от развития и подготовленности детей, содержания игр и упражнений.

Игры могут быть разной продолжительности. Важно учесть следующее: какие умения и навыки формируются в процессе игры, какие преследуются цели (волевые качества, коллективизм); материалы и оборудование для игр; знакомство с правилами игры в минимально короткий срок; время ее проведения; организацию детей (соревнование отдельных участников, команд, участие всей группы); изменение правил игры в целях активизации детей, подведение итогов игры.

Главное назначение игр для физического воспитания — это отработка основных способов движений и общее физическое оздоровление. Само движение остается главным и обязательным компонентом игр. Посредством игр дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками — двигательными эталонами, упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод, подвижная игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.
В подвижных играх дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с окружающим миром, приобретают опыт, навыки. В игре ребенок встречается с различными предметами, знакомится с ними, часто догадывается самостоятельно, что можно с ними делать. Таким образом, у него развивается сообразительность.
Общаясь с другими детьми, ребенок учится играть вместе, помогать или уступать товарищам, делится игрушками, согласовывать свои действия с действиями другого, развивать свою речь приучатся к организованности. В игре ребенок учится преодолевать трудности, следовательно, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка
Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: