РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. И. Канта
О.В. Румянцева, Е.В. Конева
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
Учебно-методическое пособие
Калининград 2007
Учебно-методическое пособие раскрывает содержание базовых тем курса, основы теории, методика и организация проведения подвижных игр в различных звеньях системы физического воспитания.
Предназначено для студентов, изучающих курс «Подвижные игры» и специалистов в области физической культуры и спорта.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Подвижные игры» является составной частью учебного плана вузов и колледжей физической культуры. Умение использовать подвижные игры и игровые методы в работе по физической культуре и спорту – один из основных видов профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста по физической культуре, тренера-педагога.
Задача курса подвижных игр – вооружить студентов современными знаниями по игре, гибкой методикой применения подвижных игр в работе по физическому воспитанию и в занятиях спортом.
|
|
Знание курса подвижных игр создает большие возможности студентам для правильной инициативы и творчества в учебно-тренировочной работе и при прохождении учебной практики.
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ИГРЫ
Возникновение и развитие игры
Игра возникла на ранней стадии развития человеческого общества. Существовало множество теорий о происхождении игры. Но все они сгруппированы вокруг двух основных положений. Одни утверждают извечность, неизменчивость игры и ее первичность по отношению к труду, другие, наоборот, считают, что именно труд порождает игру и определяет ее развитие. Эти две противоположные точки зрения отвечают взглядам идеалистов и материалистов.
Игра отличается от труда тем, что в процессе ее не создаются какие-нибудь ценности, но она отражает его основные признаки. В жизни человеческого общества труд гораздо старше игры, поэтому естественно-исторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Игры были неразделимы с природой, пением, танцами, музыкой. Передаваясь из поколения в поколение, игры выполняли обучающую функцию.
По мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления, игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия.
Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизни общества, что отражалось не только на их содержании, но и на задачах воспитания детей в соответствии с законами данного общества.
|
|
С зарождения, игры являлись своеобразной школой, в которой молодые люди получали физическую и духовную закалку, познавали окружающий мир, учились трудиться, действовать в коллективе и добиваться победы. Поэтому ошибочно рассматривать подвижную игру только с точки зрения физического развития. Ее воздействие на человека значительно шире.
Игра является активным средством идеологического воздействия, что определяет ее значимую роль и место в воспитательном процессе. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игры оказывают влияние на формирование и воспитание личности в целом. И не случайно, они как общественное явление, привлекли к себе внимание представителей различных областей знаний: истории, этнографии, педагогики, психологии, философии, искусствоведения, медицины и др. Разнообразные по содержанию игры связаны с огромным волнением, духовным подъемом и эмоциями.
С изменением общественного строя, характера экономических отношений, культуры общества менялось и содержание игр. Народ постоянно создавал новые игры, а старые игры творчески перерабатывались в новых исторических условиях.