Введение

Для выполнения комплекса работ по техническому обслуживанию и войсковому ремонту в полевых условиях в военное и мирное время ремонтные подразделения и части оснащены соответствующими подвижными техническими средствами для проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту и эвакуации.

Эффективность восстановления вооружения и военной техники в бою в существенной степени зависит от производственных возможностей (под которыми понимается объем работ выполняемых одним подвижным средством за определенное время) подвижных технических средств обслуживания, ремонта и эвакуации. Они находятся на вооружении подразделений технического обеспечения.[1]

Опыт локальных войн и конфликтов свидетельствует о том, что в ходе боевых действий в наибольшей степени подвержена выходу из строя бронетанковая и автомобильная военная техника. В этих условиях главную роль при организации технического обеспечения играет система технического обслуживания и ремонта поврежденных машин – основной источник восполнения потерь военизированной техники.

Материальную основу военной мощи вооруженных сил Российской Федерации составляет военизированная техника.

Боевые и технические возможности штатной военизированной техники реализуют в процессе их эксплуатации.

В течение жизненного цикла - от выпуска заводом до списания – объект военизированной техники постоянно находится в сфере эксплуатации или в сфере ремонта. В эксплуатации он обязательно пребывает в одном из следующих состояний: использование по назначению в готовности к использованию, к хранению, в процессе транспортирования и эвакуации, технического обслуживания, устранения возникших отказов и неисправностей. Возможны и некоторые сочетания этих состояний и процессов.

Техническое обслуживание – процесс поддержания исправности или только работоспособности объекта военизированной техники путем выполнения установленных отдельных его конструктивных элементов.

Средства эксплуатации включают: в/п; эксплуатационные материалы и запасные части, стационарные и подвижные СТО и ремонта, средства эвакуации и транспортирования; запасные части объектов эксплуатационные комплексы различного назначения и состава.

Основными путями развития существующей системы эксплуатации военной техники является разработка единых принципов обслуживания. Упорядочению процесса обслуживания и планового ремонта изделий различного назначения может способствовать введенная с 1 октября 1987 года единая система комплексного технического обслуживания военизированной техники.

Возможными путями повышения эффективности средств эксплуатации, как важной составляющей системы эксплуатации, является улучшение оборудования и рациональное использование подвижного состава технического обслуживания.

К группе названных средств относятся и мастерские технического обслуживания (МТО). Все машины, в зависимости от долевого назначения и организационно-штатной принадлежности, могут быть на колесном или гусеничном шасси. Они имеют специальные кузова той или иной степени защиты от поражающих факторов (радиоактивных или огневых средств противника).

Компоновка и оборудование МТО позволяют проводить проверку технического состояния и эксплуатационной регулировки узлов, агрегатов и систем объектов военной техники, промывку воздушных, масляных и топливных фильтров, смазку механизмов и узлов ходовой части, трансмиссии и систем вооружений, доставку объектов топливом и маслом, наружную и внутреннюю мойку и чистку машин от пыли и грязи, подкраску их, а также демонтажно-монтажные, центровочно-регулировочные работы и устранение неисправностей. Все машины данной группы, как правило, являются многоцелевыми средствами подразделений и частей и могут использоваться в любых видах боевых действий днем или ночью. Они имеют необходимое оборудование для определения степени радиоактивности и химического заражения местности и машин, а некоторые из них могут производить газовую, электрическую сварку и резку металлов.[2]

Вспомогательные средства обслуживания – это обычно средства, предназначенные для выполнения одной операции (работы) профилированного назначения. Практически все подвижные средства, независимо от типа и группы (кроме средств транспортировки и раздачи горюче-смазочных веществ), имеют стационарное и выносное оборудование. Рабочие палатки и обогреватели для них позволяют расширять формы работ и улучшают условия труда специалистов. Производственные возможности, время развертывания и свертывания подвижного, а также их возможности по перемещению на местности определяются тактико-технической характеристикой конкретного средства (маркой подвижного средства технического обслуживания).

Совершенствование (повышение) боевых свойств образцов военизированной техники и изменение организационных форм их боевого применения привело к усложнению конструкций машин, одновременно выдвинув альтернативное требование необходимости сокращения продолжительности их обслуживания при подготовке к использованию по целевому назначению.

Средства проведения трудоемких и сложных ремонтно-технического обслуживания предназначены для механизации трудоемких операций обслуживания и технических работ, которые не могут быть выполнены силами экипажей (расчетов, технического обслуживания) и средствами запасных частей машин. Кроме того, эти средства могут оказывать помощь в проведении на машинах технического ремонта. Организационно-целевое назначение данной группы подвижных Средств – облегчение труда членов экипажей (расчетов м/в). БМ, повышения качества, сокращение продолжительности их к использованию по целевому назначению. Отражением уровня эксплуатационной технологичности машин является наличие и количество простых, сложных и лимитирующих работ (операций) в объемах различных видов технического обслуживания.

К простым работам технического обслуживания относятся те, которые могут быть автономно выполнены на машине и требуют привлечения специальных средств и специалистов подразделений технического обслуживания и ремонта. Лимитирующими работами являются те, значение показателя трудоемкости которых выше среднего показателя всех работ данной технологической группы (системы).

Наличие в объемах технического обслуживания машин сложных и лимитирующих работ обусловливает необходимость создания специализированных подразделений с подвижных средств технического обслуживания. Существующие с подвижного средства технического обслуживания тактического звена войск по своей целевой направленности хотя и соответствует их предназначению, но не в полной мере удовлетворяет потребности современных боевых образцов военных машин и не отвечают оперативно-тактическим требованиям. К их применению как по технологическим возможностям и производительности оборудования, так и по приспособляемости самих средств к использованию в ситуациях характерных для современных боевых действий.

Это положение, в первую очередь, относится к возможности не только выполнения сложных и лимитированных работ технического обслуживания, но и устранение отказов и неисправностей на объектах военной техники, а также боевых повреждений.

Большинство имеющихся в войсках ПСТО практически не может быть использовано при техническом обслуживании новых танков, БТР, объектов РАВ из-за отсутствия их взаимоприспособленности.

Создание для каждой марки объекта специализированных подвижных средств технического обслуживания не получило широкого распространения, так как это повлекло бы, во-первых, существенное увеличение номенклатуры подвижного средства технического обслуживания, затрудняющее их производство, во-вторых, снижение возможностей узко специализированных подвижных средств технического обслуживания.

До настоящего времени виды и типы подвижного средства технического обслуживания, их конструкция и технологическая оснастка слабо связаны с особенностями устройства и применения не только новых, но и ранее принятых на вооружение образцов военной техники.

Главной задачей обслуживания военной техники в ходе боевых действий является обеспечение их боеспособности путем пополнения израсходованных ремонтно-смазочных материалов, б/п и других материалов, а также устранение обнаруженных отказов и выполнение других плановых работ приводимого вида технического обслуживания. Поэтому основной задачей инженерно-технического состава постоянных частей и соединений при организации технического обслуживания. Военизированная техника в ходе организации является изыскание эффективных приемов и способов позволяющих выполнить трудоемкие работы технического обслуживания в кратчайшие сроки.

Кроме организации технического обслуживания большой массы военизированной техники заместитель командира части по вооружению приходится решать в ходе боевых действий другие задачи большой важности – восстановление поврежденных объектов.

И та, и другая задача решаются с помощью одних и тех же средств – взводов технического обеспечения батальонов и ремонтно-ротного числа (ремонтного взвода, подразделения) и, как правило, в условиях дефицита времени.

Эти обстоятельства в определенной степени усложняют процесс организации обслуживания военной техники.

Учебной программой дисциплины «Основы технической эксплуатации военной техники», для студентов предусмотрено изучение подвижных средств, стоящих на вооружении ремонтных подразделений ВС РФ. Данное учебное пособие призвано помочь студентам в более глубоком освоении этих вопросов.

В пособии даны: классификация подвижных средств; организационно-штатная структура подразделений технического обеспечения и их возможности; рассмотрены основные мастерские и другие универсальные средства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: