Котел. Масло. Дук

Играющие предварительно вооружаются палками, несколько загнутыми в нижнем конце, длиною около 1-1,5 аршина, смотря по возрасту детей, и деревянным шаром в 2-3 вершка в поперечнике. Затем они вырывают круглую яму (см. рис.) диаметром в 2-3 четверти, глубиной в 1-1,5 четверти. Ямка эта, смотря по местам, называется котел, дук и т. д. Вокруг ямки обводят круг до 1,5-2 сажен в поперечнике, а по окружности круга роют или выдалбливают палками ещё несколько маленьких лунок, называемых «масла», «лунки», «дучки», «мазлы», величиной 1,5-2 кубических вершка, по числу играющих, кроме одного, который водит. При рытье ямок заботятся ещё и о том, чтобы всякий из играющих мог свободно достать своей палкой от своей ямки до средней большой. Вырыв и разместив ямки, игроки затем или метают палки, или меряются на палке для определения жребия, кому идти в поле, за круг водить. При этом чья палка окажется ближе всех при метании, или чья рука ниже всех на палке, тому и водить. По определении жребия игроки размещаются по кругу, каждый, держа свою палку воткнутой в ямку, что означает караулить, или беречь свою ямку, а вожак становится возле большой, средней ямки, отбрасывает оттуда приготовленный для игры шар рукой или палкой - приблизительно сажен на 5 от круга - и уже обратно с поля или гонит шар в большую ямку палкой, или же, отойдя от котла на условленное расстояние, бросает оттуда шар, стараясь сразу и прямо попасть им в котёл. Стоящие у лунок стараются в этом случае отбивать шар палками и не дают ему попадать или скатываться в котёл. В случае, когда шар брошен, или введён палкой в котёл удачно, во многих местностях играющие стараются быстро поменяться лунками, причём и кидавший, или гнавший шар старается также захватить себе одну из лунок, не успевший же при этом переменить лунку начинает водить. Но иногда водить достаётся опять-таки старому водящему, если он не успевает захватить для себя лунку. Большею частью, однако, водящий начинает гнать шар палкой и, по мере приближения его к кругу, ближайшие игроки ударами своих палок снова стараются отогнать его в поле, всячески мешая тем самым закатыванию его в среднюю ямку. Отваживаясь на удар, игрок, однако, должен позаботиться о том, чтобы, когда он бьёт по шару, водящий в это время не занял его ямки своей палкой, так как у водящего по мере приближения к кругу обыкновенно имеются две цели: или вогнать шар в среднюю ямку, или же, воспользовавшись неловкостью игрока, намеревающегося отогнать шар в поле, занять его ямку в тот момент, когда он, вынув свою палку из лунки для удара по шару, не успел при этом снова занять её своей палкой. Когда сообразительный водящий гонит шар, то, по мере приближения своего к кругу, гонит его всё с большей и большей предосторожностью, тихо катит его, защищая каждый раз своей палкой, ставя её впереди шара, особенно, когда замечает, что кто-нибудь хочет ударить по нему. Вместе с тем он следит за каждым движением отбивающих и вот между прочим причина того, что когда водящий, особенно ловкий, проводит шар к кругу, то игроки нередко не отваживаются отбивать шар, а водящий преспокойно проводит его в среднюю ямку, несмотря на то, что ему стараются помешать в этом отношении 8-10, а иногда и более товарищей. Если водящему удалось загнать шар в дук, то все играющие после того начинают снова занимать места, как сказано выше. Если же водящий, догнав шар до круга, успеет удачно занять лунку игрока в тот момент, когда последний отбивал шар в полк, тогда он остаётся при этой лунке, а прозевавший идёт в поле. Иногда эта игра бывает очень занимательна и привлекательна. Иногда водящий нарочно соблазняет стоящих на лунках, гонит шар возле самых лунок, игрокам хочется ударить по нему, но они боятся прозевать лунку, особенно при ловком вожаке, а иногда чуть только игрок поднял свою палку от лунки, чтобы отбить шар, а водящий уже занял его лунку своей палкой. Или водящий подогнал шар уже к самой средней ямке, тут столпились все участвующие, стараясь воспрепятствовать ему в этом окончательном намерении, а он, с быстротой молнии, бросает шар и занимает чью-либо лунку. При ловких водящих игра кончается очень скоро, при неловких же и малосообразительных катание шара продолжается иногда более часа. Главнейшая цель игры, очевидно, та, чтобы научить детей с возможной ловкостью и осторожностью оберегать свои места и в то же время не допускать в свою черту врага, рискуя, в противном случае, навлечь на себя его кару.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: