Рюхи. Чушки. Городки

Относительно названия этой игры рюхами или чушками бытописатели высказывают ту мысль, что названия эти могли быть даны игре по некоторому сходству деревянных чурок, употребляемых в ней, с поросятами, называемых в иных местах чушками. Кроме того, в России часто кличут свиней «чух, чух!» или «рюх, рюх!», подражая тем самым хрюканью этих животных. Высказанное предположение тем более вероятно, что в некоторых местностях Черниговской губернии эта игра и до сих пор называется «поросятами».
Городками игра могла быть названа вследствие практикующихся в ней очертаний в виде кругов и четырёхугольников, которые и в других играх нередко носят то же название. Перед игрой дети сначала запасаются деревянными чурками, напиленными из какого-либо прочного дерева, например, липы, берёзы и т. п., длиной около четверти аршина, толщиной 1-1,5-2 вершка. Количество их бывает различно, смотря по местностям, а именно от 8 до 50 штук. Запасшись чушками, игроки устраивают два города, один в виду другого, на расстоянии 815 сажен или 20-30 шагов, смотря по силам и желанию игроков. Устройство городов начинается с того, что чертой обводят по земле два круга или четырёхугольника. В Олонецкой губернии, кроме того, по углам четырёхугольника выкапывают по небольшой ямке (пятну). На передней черте города укладывают или устанавливают чушки, но опять-таки различно, смотря по местностям. В Вятской, Пермской, Симбирской и других губерниях чушки укладываются большей частью таким образом: посредине передней черты города и вдоль по ней кладётся плашмя одна чушка. На неё кладут ещё две следующие лишь одним концом, а другим они упираются в землю. В ложбину между этими двумя чушками кладётся четвёртая так, что нижним концом она упирается тоже в землю, вследствие чего вверху её на ниже лежащих чушках остаётся свободное пространство, на которое становится чиж, или поп, то есть небольшая чурочка, конусообразно обтёсанная и сделанная из того же дерева, что и остальные чушки, длиной около 2-3 вершков, толщиной при основании 1-2 вершка (см. рис. 7). В некоторых местностях той же Вятской губернии, однако, нередко заменяют этих чижей или попов пятой чуркой. При этом способе устройства городов на каждом из них укладывается от 4 до 5 чушек: в первом случае с чижами, в втором без чижей.
Рис.7. Расположение рюх.
Общий вид этих городов следующий (см. рис. 8) - направо - первый город, налево - второй, в каждом из них чушки расположены, как означено на предыдущем рисунке. В некоторых казацких станицах Терской области чушки укладываются таким способом: одна чушка кладётся плашмя, на неё кладут три концами, а пятая становится на окружности «на попа», в расстоянии одного аршина от остальных. В иных местностях чушки не укладываются в городе, а расставляются стоймя, притом так, как, например, в некоторых селениях Вятской губернии, что четыре становятся по углам, а пятая посредине. В некоторых местностях Пермской губернии три чушки ставятся стоймя на середине передней черты каждого города, а две кладутся лёжа на землю по бокам поставленных. В Олонецкой губернии, если употребляют по 5 чушек на город, то все они становятся стоймя на передней черте города, если по 10 штук на город, то 4 укладываются, как выше описано, а 6 по бокам грудки, то есть по 3 с каждой стороны; если употребляются на каждый город по 15-25 штук, то 5 из них укладываются на передней черте так, как описано выше, а остальные становятся по равной части стоймя с той и другой стороны лежащих.
Рис.8. Расположение городков.
Между городами, как раз посредине между ними, в некоторых местностях проводят черту (АБ), называемую в Вятской губернии салом, в Тобольской - полусалом, в Пермской - полусалием или полуконом, на который игроки переходят после тех или других удачных ударов по городу, как о том будет сказано подробнее ниже. В других же местах полусалий не делают, но зато в этих местах битьё по неприятельскому городу начинается не с передней черты бьющего города, как это ведётся в Пермской и Вятской губерниях, а сначала бьют с задней черты своего города и потом, в случае удачных ударов, переходят на переднюю черту, то есть ближайшую к неприятельском городу и более удобную для успешных ударов. Для битья по городкам игроки запасаются палками - обыкновенными битками, длиной около аршина. В игре палки даются большей частью только бьющей стороне, притом, смотря по условию, по одной на игрока, по две (большей частью), по три и т.д.

Иногда играют не артелями, а только двое - один на один, тогда каждый берёт большей частью не по одной, а по нескольку палок. Приготовившись таким образом к игре, принимающие в ней участие делятся теперь на две равные партии с матками, или без маток. Если игра происходит с матками, то из среды играющих сначала выбирают последних, отличающихся наибольшей силой и опытом в игре. Между этими матками все остальные делятся по жребию. Затем матки или партии без маток бросают между собой жребий - какой стороне начинать.
Начинающие, или как ещё говорят «зажигающие» неприятельский город идут на ту черту своего города, с которой, по условию, они должны бить, а чтобы удары их битками сразу были возможно удачными, то на «зажиг» обыкновенно назначается матка, если она есть, или в случае отсутствия её, кто-нибудь из более сильных и ловких игроков. Город считается зажжённым тогда, когда как например, принято в Вятской и Пермской губерниях, чиж, употребляемый в этой игре, окажется выбитым из города или за его черту. В тех же местностях, где чижа не употребляют, город считается зажжённым тогда, когда хоть одна чушка вылетит за черту города. Когда город признаётся зажжённым, тогда бьющей партии предоставляется право переходить на полусалие или полукон, а где игра начинается с задней черты, то на переднюю черту. Цель игры та, чтобы возможно скорее выбить все чушки из неприятельского города и именно гораздо прежде, чем противоположная партия успеет сделать то же самое при битье её в свою очередь в городе начинающей стороны.
Поэтому игроки во всяком случае стараются метать свои палки возможно вернее, а бить как можно сильнее. Следствием такого заботливого отношения к делу иногда бывает то, что ловкий и сильный игрок даёт такой могучий удар палкой по чушкам, что они все разом вылетают из города. Партия, из которой последовал такой удачный удар, могла бы сразу считаться победителем, если бы противоположной стороне не предоставлялось право отыграться той единственной палкой, которая была брошена в неприятельский лагерь. Отыгрывание состоит в том, что вторая партия старается в свою очередь дать такой удар по враждебному ей городу, чтобы все его чушки также разом вылетели из города. Если это случится, то партии считаются поквитавшимися, если нет, то первая партия признаётся победившей. Иногда случается так, что первая партия выбивает весь город своих противников двумя или тремя палками. Тогда и вторая партия должна отыграться также двумя или тремя палками, иначе будет считаться побеждённой.

Чаще всего бывает так, что от первого удара чушки только рассыпаются в разные стороны по городу. Игрок, разоривший таким образом город, называется «наквасившим», а рассыпанные по городу чушки «сквашенными», или «рюхами» (рухнувшими). В иных же местах раскинутые таким образом по городу чушки называются «лежнями». При описываемом разрушении города могут быть, однако, ещё такие случаи, влекущие за собой особые условия: а) от того или другого удара может выскочить за город чиж или та чушка, которая заменяет его собой в некоторых местностях. После этого выбитые чиж или чушка, во-первых, убираются прочь из города, как вышедшие из игры, во-вторых, бьющая партия переходит вслед за тем на сало (полусало, полукон), или на переднюю черту города с задней - следовательно, переходит во всяком случае на ближайшее к враждебному городу место, а потому более удобное для битья, к которому теперь допускаются уже слабые игроки; б) в тех местностях, в которых не употребляют ни особых чижей, ни заменяющих их чушек, всякая чушка, выбитая из города, даёт право бьющей партии переходить с более отдалённой черты на ближайшую; в) если при ударе в город какая-либо чушка лежит на черте города, то её поднимают, ставят стоймя и называют «попом», в который, очевидно, уже легче бить, чем в лежачие чушки, требующие много умения и ловкости, чтобы выбить их.
Когда первая партия побросает все свои палки, а некоторые чушки в противоположном городе остаются ещё не выбитыми за черту, тогда начинает бить вторая партия во враждебный ей лагерь, соблюдая все те условия, которые только что описаны, и стараясь, конечно, выбить из него все чушки возможно меньшим количеством палок, оставляя остальные у себя «заговеться». Если, однако, вторая партия побросает обратно все палки, не добив некоторых чушек из города, то очередь битья снова переходит к первой партии. Таким образом партии бьют по очереди до тех пор, пока та или другая из них не выбьет, наконец, всех чушек из города, в который она бросала свои палки.

После игры побеждённые обыкновенно возят своих победителей на спинах от города до города условленное число раз. Или же, прежде чем возить победителей на спинах, побеждённые устанавливают обычным образом чушки в городах, затем принимают на спины своих победителей и везут до следующего города. Здесь победители слезают с них и кидают палками в отдалённый город, причём если развалят его, то снова садятся на спины побеждённых и едут на них обратно до разваленного города, который между тем побеждённые исправляют. Отсюда опять бьют в противоположный город и, если развалят его, то опять садятся на проигравших и таким образом разъезжают из города в город до тех пор, пока все выигравшие не прометятся в город, то есть, бросая палки, не попадут в него. В Олонецкой губернии после первого проигрыша наказание большей частью не полагается, а оно начинается со второго. После того игра начинается снова и притом большей частью начинает партия выигравшая. При розыгрыше обе партии бросают жребий - которой начинать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: