Организация и проведение практики

Чистопольский филиал

Кафедра психологии и

Педагогики

Низамова Х.М., Спирина Т.А.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Методические указания для студентов 2 курса

По проведению летней педагогической практики

Чистополь – 2012


УДК 159.9:316

ББК 88.5

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин учебно-методического совета Института экономики, управления и права

(г. Казань).

Низамова Х.М., Спирина Т.А. Программа педагогической практики. Методические указания для студентов 2 курса по проведению летней педагогической (учебной) практики. – Казань: Познание, 2012.

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики

Предназначена для студентов специальности 050706.65 « Педагогика и психология».

УДК 159.9:316

ББК 88.5

© Институт экономики,

управления и права (г.Казань), 2012

© Низамова Х.М., Спирина Т.А.

CОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи педагогической практики_______________ 4-5 стр.2. Принципы организации и прохождения практики______ 6-13 стр.3. Программа педагогической практики 3.1. Пояснительная записка_________________________ 13-15 стр.

3.2.Организация и проведение практики_____________ 18 стр.

3.3.Руководство практикой__________________________ 18-19 стр.

3.4.Права и обязанности студентов-практикантов______ 18-19 стр.

4. Летняя педагогическая (учебная) практика_____________ 19-21 стр.

5. Рекомендуемая литература__________________________ 22 стр.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Цели и задачи педагогической практики Цели и задачи педагогической практики определяются и разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта к выпускникам вуза по специализации «Педагог-психолог». Поскольку для определения профессиональных знаний, умений, а также индивидуальных и личностных качеств учителя используется функциональный подход, то этот же подход мы сохраняем и при определении степени подготовленности студента к педагогической деятельности, а, следовательно, и при определении целей педпрактики. Главная цель педпрактики - овладение студентами основными функциями педагогической деятельности учителя, становление и развитие педагогической компетентности, формирование профессиональных качеств личности учителя. Студенты в период педпрактики должны в основном овладеть конструктивной функцией, которая обеспечивается наличием у студентов таких умений, как: - составлять индивидуальные планы-графики работы; -определять и формулировать цели урока - обучения, воспитания, развития; -обеспечивать их осуществление оптимальными методическими средствами; -отбирать учебный материал, устанавливать правильное взаимоотношение между компонентами предметных знаний; -отбирать методы и средства обучения, адекватные целям и содержанию учебного материала, психолого-педагогическим особенностям учащихся класса; -планировать учебную деятельность учащихся и способы ее организации; -определять тип и структуру урока, -составлять тематические и поурочные планы уроков; -планировать содержание и методы проведения занятий предметного кружка, факультатива, различных форм внеклассной работы. Студенты на педпрактике должны овладеть мобилизационной функцией, которая обеспечивается выполнением следующего комплекса умений: - активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся, обеспечивать внимание, запоминание, осмысление учебного материала; - добиваться актуализации имеющихся знаний, формировать новые на базе опорных. На педагогической практике необходимо овладеть организаторской функцией, которая обеспечивается наличием таких умений: - организовать выполнение намеченного плана урока; - рационально распределять время между структурными и логическими частями урока, между методами изложения учебного материала практикантом и работой учащихся; - управлять учебной деятельностью школьников; - описать и организовать учебное рабочее место школьника. Педагогическая практика дает возможность студентам овладеть коммуникативной функцией, которая обеспечивается такими умениями: - устанавливать деловые взаимоотношения с учащимися и между учащимися, с коллективом школы и с родителями; - осуществлять обратную связь с учащимися в процессе обучения; - проявлять к учащимся внимание, эмпатию, строгость, сохранять деловой тон, педагогический такт; - предупреждать и разрешать конфликтные ситуации с учащимися, - овладеть технологией разрешения конфликтов. Овладение информационной функцией предусматривает развитость таких умений: - формировать у учащихся предметные знания; -передавать учебную информацию в строгой логической последовательности, используя индуктивный и дедуктивный способы формирования знаний, увязывая ее с предыдущими темами курса предмета и осуществляя межпредметные связи; - передавать знания учащимся, свободно пользуясь методами устного изложения, работая с учебником, картой и другими источниками информации, с различными средствами обучения, ТСО в целесообразном их сочетании, с учетом содержания учебного материала, возрастных особенностей школьников, уровнем их мотивации учения; -использовать разнообразные методы и формы проверки знаний учащихся; -объективно оценивать ответы учащихся, комментировать оценки; -при задавании домашнего материала проводить инструктаж. В период педпрактики студент должен овладеть ориентационной (воспитывающей) функцией, выполнение которой требует наличия следующих умений: - осуществлять воспитывающее обучение предмета: формировать научное мировоззрение учащихся, осуществлять их идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, природоохранное, политехническое, профориентационное воспитание, как через учебный материал, так и путем установления межпредметных связей; осуществлять воспитание учащихся в ходе внеклассной работы при выполнении обязанностей классного руководителя; использовать интегративные методы обучения и воспитания; организовывать познавательное общение. Овладеть развивающей функцией студент сможет при наличии таких умений: осуществлять развивающее проблемное обучение школьников, ведя обучение на разных уровнях сложности; включать в обучение, в том числе для выполнения самостоятельных работ, типовые и проблемные задания; обучать школьников приемам учебной деятельности; осуществлять диагностику сформированности основных сфер индивидуальности школьника, использовать средства их развития в процессе обучения и во внеклассной работе. В период прохождения педпрактики в школе студенты овладевают исследовательской функцией, выполнение которой обеспечивается такими умениями: вести наблюдение и анализировать урок и внеклассное мероприятие в методическом, общедидактическом и психологическом аспектах с позиций современных требований и с учетом достижений передового опыта работы учителей; осуществлять самоанализ, теоретически осмысливать опыт работы других практикантов, особенно при разборе уроков или внеклассных мероприятий; собирать, систематизировать, обобщать факты педагогической деятельности в целях выполнения научно-методической работы в период педпрактики. 2. Принципы организации и прохождения практики. С учетом современных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, педагогам и профессиональной подготовке студентов, определены подходы к организации и прохождению педагогической практики. Ведущей идеей педагогической практики является развитие индивидуальных творческих способностей будущих учителей, становление индивидуального стиля педагогической деятельности. Реализацию этой идеи обеспечивает индивидуально-ориентированный подход к организации педагогической практики студентов, который предусматривает освоение практикантом различных профессиональных ролей с учетом динамики его мотивационной сферы и наличным уровнем индивидуальных способностей. Это предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения студентов, как в период практики, так и при подготовке к ней. Другой идеей педагогической практики является программно-вариативный подход, который, с одной стороны, предусматривает освоение обязательных для всех студентов знаний, умений, навыков, включение практикантов в обязательные виды педагогической деятельности, а с другой - предполагает вариативность содержания и форм деятельности, заданий, проектов, предлагаемым студентам на выбор с учетом уровня их профессиональной направленности, общеобразовательной и профессиональной подготовки, индивидуальных особенностей. Обязательным условием является добровольный выбор проекта и видов деятельности студентом. Необходимо обеспечить комплексный характер практики, означающий осуществление межпредметных связей философии, физиологии, психологии, педагогики, методики преподавания и специальных дисциплин, взаимосвязь теоретической подготовки и практической работы, сочетание различных видов деятельности студентов в школе по освоению системы профессиональных ролей. Реализовать указанные идеи возможно при соблюдении следующих принципов: -преемственность, систематичность, непрерывность практической подготовки студентов; -взаимосвязь и взаимопроникновение теоретической подготовки и практической деятельности студентов, интеграция учебной и исследовательской деятельности студентов; -сочетание педагогического контроля, коллективного анализа деятельности студентов и их самоконтроля, самоанализа и самооценки; -вариативность выбора содержания и форм деятельности практикантов; -взаимодействие профессионально-педагогических учебных заведений, органов образования и школьных учреждений. Ведущим принципом организации педагогической практики студентов является взаимосвязь и взаимопроникновение теоретической подготовки и практической деятельности студентов, интеграция учебной и исследовательской деятельности студентов. Он означает: а) применение психологических знаний, педагогической и методической теории в практической деятельности, то есть осмысление основных закономерностей, лежащих в основе изучаемых педагогических явлений, соотнесение наблюдаемых явлений с теоретическими знаниями, объяснение отдельных фактов и явлений с точки зрения общих закономерностей и принципов; б)проверку психологических, общепедагогических, теоретических, методических, специальных знаний на конкретных фактах, вскрытие новых сторон изучаемых явлений; в)актуализацию ранее усвоенных знаний, которые необходимы для решения поставленных перед студентами практических задач; г)синтезирование знаний по психологии, педагогике, методике преподавания предмета, формирующее у студентов всестороннее представление о педагогических явлениях; д)приобретение знаний, источником которых является собственная деятельность студентов, то есть эмпирических, практических знаний, почерпнутых из личного опыта (методика, техника поведения учителя, методика и техника проведения отдельных форм и видов учебно-воспитательной работы и др.); е)актуализацию на практике педагогических проблем, изучение теоретических аспектов которых предусмотрено в дальнейшем (принцип опережения) на учебных занятиях в вузе. В период педагогической практики студент осуществляет сбор материалов для выполнения курсовых и дипломных работ. Необходимы определенные средства и специально организованные условия, стимулирующие применение знаний, теоретическое осмысление студентами практической работы и обеспечивающие "переход" теоретических знаний в инструмент практической деятельности. Психолого-педагогические и методические знания должны быть переведены на язык практических действий, то есть стать средством решения практических задач. В этой связи содержание педагогической практики на каждом курсе должно быть приведено в соответствие с содержанием изучаемых в этот период психолого-педагогических дисциплин В качестве средств обучения студентов применению психолого-педагогических и методических знаний могут быть использованы следующие: постановка перед студентами конкретных задач по использованию психологических знаний, педагогической теории, методических знаний; комплекс заданий-проектов, систематизирующих теоретическое осмысление студентами педагогических явлений; организация дискуссий, деловых игр, моделирование педагогических ситуаций во время практики; организация встреч с педагогами школы; занятия-практикумы, проводимые в период практики работниками школы по изученным ранее темам в вузе; обсуждение и анализ деятельности студентов; проведение совместно с учителями школ семинаров, консультаций, показывающих будущим специалистам важность применения педагогической теории в практической деятельности. Видами заданий-проектов, систематизирующих применение студентами педагогической теории и обеспечивающих синтезирование знаний в период практики, являются как кратковременные задания (научное обоснование цели и структуры урока, методов обучения, избранных для применения на уроке; обоснование темы и цели воспитательного мероприятия, основных воспитательных задач, стоящих перед детским коллективом и др.), так и длительные (организация работы над проблемами, которые требуют воспроизведения определенных положений теории, осознания конкретных условий решения той или иной проблемы, определения методов ее решения, осуществления системы работы, анализа достигнутых результатов). Использование этой системы заданий способствует не только закреплению, но и более глубокому раскрытию научного содержания теоретических знаний, более осмысленному их усвоению. Таким образом, система заданий-проектов, выполняемых в период практики, должна обеспечить взаимосвязь следующих их видов: 1) мотивационно-ориентировочного характера, когда в процессе их выполнения студенты осознают личностную значимость умений и навыков, актуализируют и синтезируют психолого-педагогические знания, составляющие научную основу практической деятельности; 2) операционно-содержательного характера, когда студенты овладевают комплексом методов изучения учащихся и коллектива, организацией деятельности школьников, практической работой с детьми с учетом результатов их изучения; 3) контрольно-закрепляющего характера, когда практическая работа с детьми организуется и корректируется с учетом индивидуальных особенностей учащихся и студента, контроль и самоконтроль осуществляется за процессом и результатами деятельности. Эта система заданий развивается и усложняется от курса к курсу в зависимости от целей и задач каждого этапа обучения, уровня подготовки студентов. Задания имеют разную направленность и содержание. Целенаправленность процесса овладения педагогическими умениями и навыками усиливается, если практическая деятельность студентов приобретает исследовательский характер. В этой связи необходимо предлагать студентам выполнение научно-исследовательских заданий-проектов, например, выявить уровень развития детского коллектива и определить пути его развития, определить индивидуальные способности школьника и наметить дальнейшее направление его развития и т.п. Выполнение исследовательских заданий становится для ряда студентов основой курсовых и дипломных работ. Успешность профессионального обучения в период педагогической практики обеспечивает принцип преемственности, систематичности, непрерывности, который означает: а) опору на личный опыт студента, учет уровня его подготовленности,приобретенных в предыдущей практике умений и навыков, возникших трудностей и проблем в педагогической деятельности; б) включение в программу практики на каждом курсе содержания и форм деятельности, осваиваемых студентами в период предыдущей педагогической практики с целью углубления и закрепления полученных психолого-педагогических знаний и умений; в) усложнение задач, содержания и форм деятельности студентов, отчетных заданий от курса к курсу; г) формирование у студентов установок для прохождения следующей педагогической практики, определение перспективных задач, обеспечивающих профессиональное становление студентов на следующей практике; д) создание условий, предпосылок для успешного освоения студентами программы следующей педагогической практики. Важный принцип организации педагогической практики - сочетание педагогического контроля, коллективного анализа деятельности студентов и их самоконтроля, самоанализа и самооценки. Реализация этого принципа предусматривает: а) осуществление анализа и формулировку на его основе целей и задач на каждом этапе педагогической практики и при каждом действии студента; б) осуществление педагогического контроля в косвенной форме через создание ситуаций, стимулирующих самоанализ, самооценку, взаимооценку (в этой связи студенту целесообразно предложить схемы, вопросники, позволяющие проанализировать свои педагогические действия и своих коллег); в) выявление самим студентом своих достижений, ошибок, неудач; соотношение задач и результатов своей деятельности с педагогическим образом; определение причин недостатков своей работы, поиск возможных вариантов улучшения собственной деятельности; г) учет практикантом оценки окружающих (преподавателей, учителей, студентов). Реализация принципа возможна, если студенты включаются в целеполагание на каждом этапе своей практической деятельности, осознанно определяют задачи на очередной период, а завершается практика анализом и самоанализом решения поставленных задач и выработкой новых. К самоанализу практиканта побуждает коллективный анализ и оценка, которые осуществляются при проведении открытых уроков, различных форм воспитательной работы, на конференциях по итогам практики, методических совещаниях, семинарах, в процессе собеседований, консультаций, а также в процессе оформления отчетной документации. Анализ и самоанализ осуществляются как по содержательным критериям, характеризующим результат работы (качество знаний, умений и навыков, уровень поведения учащихся и др.), так и по процессуальным, характеризующим педагогический процесс и динамику развития детей и учителя. Индивидуально-ориентированный и программно-вариативный подходы к организации педагогической практики студентов предусматривают реализацию принципа вариативности выбора содержания и форм деятельности практикантов. Этот выбор, с одной стороны, опосредован индивидуальными возможностями, интересами и потребностями студента, особенностями учащихся и коллектива, а с другой - предполагает выполнение программы практики и приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков. Вариативность выбора обусловлена необходимостью реализации компенсаторной функции практики, что означает: - включение методистами, педагогами, психологами в программу практики специальных занятий, групповых и индивидуальных консультаций по углублению теоретических и методических знаний, недостаточно освоенных в вузе, с учетом заявок и пожеланий студентов, а также результатов диагностики подготовленности студентов к педагогической деятельности; - выполнение специальных видов работы, которые позволяют развить необходимые для конкретного студента умения и навыки. Принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности студентов в период практики предполагает: - выбор студентами базы педагогической практики образовательного учреждения, класса (первичного коллектива); - обоснованный отбор педагогических средств, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса; - выбор варианта практических заданий с учетом интересов и возможностей студента; - выбор формы отчетности по результатам практики; - выбор социальных и профессиональных функций, выполняемых студентом в период практики. Реализация данного принципа способствует развитию у студентов умений осуществлять осознанный и педагогически обоснованный выбор средств воспитательной деятельности с учетом конкретных условий, адаптировать имеющиеся знания к новой ситуации, освоению различных социальных и профессиональных ролей, развитию творчества, самостоятельности, ответственности. Этот принцип требует: а) определения в программе педагогической практики обязательных для всех видов и форм работы, а также вариативных, предусматривающих добровольный выбор практикантами педагогических средств с учетом конкретныхусловий, своих возможностей и перспектив; б) разработки практических заданий и отчетных документов с учетом различного уровня творческих способностей, профессиональных интересов и перспектив студента; в) создания для студентов ситуаций профессиональных проб и самотестирования; г) стимулирования творческой активности и исследовательской деятельности студентов (проведение конкурса на лучшую творческую работу, выполненную в период практики, публикация авторских разработок и др.). В зависимости от профессиональных интересов, склонностей и перспектив студента, уровня его подготовки при убедительной аргументации возможно прохождение практики в специальных образовательных учреждениях, школах нового типа (гимназии, лицеи, школа-комплекс, частной школе и др.). Для некоторых студентов, ведущих основательную исследовательскую работу, целесообразно составление индивидуальной программы практики, утвержденной методистами, педагогом, психологом. Успешность реализации принципа вариативности выбора содержания и форм деятельности практикантов возможна, если студент осознает профессиональные задачи, объективно оценивает свои способности, владеет способами диагностики педагогического процесса и обоснованного выбора воспитательных средств. Реализация вышеизложенных принципов возможна в том случае, если осуществляется координация деятельности, взаимодействие педагогов, психологов, методистов вуза и руководителей педагогической практики. Это единство достигается, если осуществляется: а) органичная взаимосвязь всех компонентов руководства (постановка задач перед студентами, определение содержания их деятельности в период практики, использование комплекса форм и методов руководства, определение единых критериев оценки результатов практики); б) определение единых требований к студентам-практикантам; в) создание учебно-методического комплекса, как в вузе, так и школе; г) совместное обсуждение, анализ хода и результатов деятельности студентов всеми организаторами практики. От степени согласованности и единства действий педагогов-организаторов всех этих звеньев зависит эффективность педагогической практики и, следовательно, успешность профессиональной подготовки будущих учителей. Целостность процесса формирования системы общепедагогических умений и навыков обуславливает необходимость достижения единого общепедагогического руководства работой студентов, которое обеспечивается организаторами педагогической практики в университете и на факультетах. Взаимодействие организаторов педагогической практики в университете и школе предполагает четкое определение их функций и обязанностей. Успех педагогической практики в значительной степени зависит от взаимодействия педагогического университета с базой практики. От качества учебно-воспитательной работы в школе, уровня работы ее педагогического коллектива, отношения его к студентам зависит степень эффективности практики. Педагогические коллективы школ знакомят студентов с педагогическим опытом, раскрывают перед ними творческую лабораторию учителя, увлекают их педагогической профессией. Значимость этого звена руководства практикой обуславливает необходимость установления тесных связей с органами народного образования, со школами в ходе подготовки и проведения педагогической практики (проведение серии координационных совещаний руководителей школ и работников народного образования, постановка вопросов педагогической практики на педагогических советах школ, совещаниях классных руководителей и др.). Таким образом, реализация принципа целостного руководства педагогической практикой студентов предусматривает взаимодействие профессионально-педагогических учебных заведений, органов образования и школьных учреждений, что означает: - создание единых учебно-методических комплексов; - выработку единых подходов к организации педагогического процесса в школе, учебной и внеучебной деятельности; -организацию совместной исследовательской деятельности с привлечением студентов; - обеспечение единых требований к работе студентов-практикантов и определение единых критериев оценки их деятельности. Взаимодействие учебных заведений и органов образования реализуется: а) на уровне комитета по управлению образованием районов Казани, совместно с которым руководитель педагогической практики института согласует и официально закрепляет сроки и базы практики, способы стимулирования работников школ для повышения качества их педагогического руководства деятельностью студентов; б) на уровне школьного учреждения, с администрацией которого групповой методист согласует программу практики, проведение занятий со студентами, формы обучения практикантов педагогической работе, решаются вопросы стимулирования работников школы; в) на уровне классного (первичного) коллектива, где групповой методист совместно с учителем-предметником, классным руководителем и самим студентом определяет индивидуальную программу работы практиканта с учетом общей программы практики, возможностей, особенностей студента, условий работы (уровня подготовленности, воспитанности учащихся, атмосферы в коллективе и т.п.). Целенаправленное руководство процессом формирования профессиональных качеств, умений и навыков у студентов в процессе практики требует квалифицированных кадров. Для обеспечения методического руководства практикой целесообразно привлекать опытных педагогов, предварительно подготовив их к работе со студентами с учетом программы практики. Коллективная разработка, обсуждение, принятие концепции и программы педагогической практики студентов обеспечивают целостность и эффективность педагогического руководства. Изложенные в концепции идеи должны найти отражение в программе педагогической практики. Предлагаемый вариант программ по педагогике и психологии носит общий характер и не может учесть многообразие всех специальностей. 3. ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ3.1. Пояснительная записка Цели и задачи педагогической практики определяются на основе общих положений. Они разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта к выпускникам университетов по специализации “Педагог-психолог». Главная цель педпрактики - овладение студентами основными функциями педагогической деятельности и формирование у них профессиональных качеств личности учителя. Перед началом педпрактики деканат факультета совместно с кафедрой педагогической психологии и педагогики проводят установочную конференцию, на которой студентам разъясняют задачи, содержание и порядок прохождения практики, знакомят с правами и обязанностями студента-практиканта. Педагогическая практика студентов проводится на 2,3,4 и 5курсах. Различия в целях, задачах, содержании, организации педпрактики существует, ровно, как существует и преемственность между этими периодами практиками, объединяющая их в единую систему профессиональной подготовки. Задачи педпрактики: -развить умения и сформировать навыки самостоятельной работы в качестве учителя-предметника и классного руководителя; -приобрести умения научной организации труда педагога; -освоить новые педагогические технологии в обучении и воспитании; -развить умения организации учебно-воспитательного процесса сформировать и закрепить умения по проведению активных форм учебной и внеучебной воспитательной работы с коллективом класса в целом, отдельными учениками, группами учащихся, родителями; - развить профессиональные интересы студентов; - познакомить с опытом управленческой деятельности в школе. Время и сроки прохождения педагогической практики определены учебным планом.

Основными типами практики студентов-психологов являются учебная и производственная.

Задачи учебной практики — ознакомление (пассивное и активное) с будущей профессиональной деятельностью, получение первичных профессиональных умений и навыков, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.

Производственная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности. Производственная практика студентов включает также преддипломную (квалификационную), в ходе которой студенты разрабатывают и апробируют коррекционную, развивающую или тренинговую программу под руководством своего методиста, которым является научный руководитель темы его квалификационной работы.

При очно-заочной и заочной с применением дистанционного обучения формах обучения все виды практик, за исключением преддипломной (квалификационной), реализуются студентом самостоятельно. При освоении программы практики, за исключением преддипломной (квалификационной), студент обязан представить в образовательное учреждение отчет по установленной форме, по которому проводится собеседование с руководителем практики.

Основные задачи практики:

1. Ознакомление студентов с различными видами практической психолого-педагогической деятельности.

2. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе.

3. Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.

4. Знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.

5. Формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

Виды практик и количество недель, отведенных для их проведения, определено Госстандартом, сроки — учебным планом.

Таблица 1

Структура практики на очном отделении по специальности 060705.65 «Педагогика и психология»,квалификация — педагог-психолог

Виды практик Курс Семестр Кол-во учебного времени
  Инструктивно-методический лагерь (учебная)     1 неделя
  Летняя педагогическая практика (учебная)       8 недель
  Практика в школе     3 недели
  Комплексная психолого-педагогическая практика (производственная)     4 недели
  Практика в педучилище (производственная)     4 недели

Таблица 2

Структура практики на отделении заочного обучения по специальности 031000 «Педагогика и психология»,квалификация — педагог-психолог

Виды практик Курс Семестр Кол-во учебного времени
  Практика в школе (учебная)     3 неделя
  Практика в педучилище (производственная)     4 недели
  Комплексная психолого-педагогическая практика (производственная)     4 недели

Примечание: отчеты по практикам на заочном отделении сдаются в первый день следующей после прохождения практики учебной сессии.

Организация и проведение практики

Практика проводится в учреждениях различного типа: школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования, оздоровительно-воспитательных центрах, детских базах отдыха, загородных и городских оздоровительных лагерях, учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, педагогических училищах, колледжах. Практика может быть пройдена в любом из указанных учреждений при наличии необходимых условий для ее организации в соответствии с содержанием практики. Иногородним студентам по решению кафедры может быть разрешено прохождение практики по месту жительства. В данном случае ответственность за прохождение медицинской комиссии, организацию практики, разрешение трудных вопросов несет студент. При этом не менее чем за одну неделю до начала практики студенту необходимо предоставить руководителю практики факультета справку-отношение (справку-вызов) с предполагаемого места прохождения практики, подтверждающую намерение организации принять студента и обеспечить необходимые условия.

Общими для всех практик являются следующие организационные моменты:

1. Установочная конференция. Ее основная задача состоит в разъяснении студентам цели и содержания практики, выяснении готовности студентов к прохождению практики, в тщательной проработке совместно с методистами задания на практику. Также идет уточнение места и условий предстоящей деятельности, разъяснение формы и вида отчетности (наличие дневника, уточнение формы записей, заполнение бланков отчетности и т. д.). В работе конференции принимают участие представители деканата,кафедры, преподаватели.

2. Прохождение практики включает в себя:

· знакомство с руководством образовательного или любого другого учреждения согласно распределению, установление контакта с методистами практики на местах, с сотрудниками учреждений, психологами, учителями, детьми, родителями и т. д.;

· выполнение задания практики: наблюдение, психодиагностика, проведение и анализ уроков и внеклассных мероприятий, коррекционно-развивающей работы и прочее;

· обработка, анализ, интерпретация полученных данных, их сравнение и обобщение, написание психологического заключения. Оформление и сдача отчета на кафедру.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к деятельности и поведению практиканта, студент отстраняется от прохождения практики.

3. Итоговая конференция проводится не позднее чем через 10 дней после завершения практики и предоставления студентами отчетов по ее результатам. Итоговую конференцию организует факультетский руководитель практик. В конференции принимают участие методисты, представители деканата факультета, также представители учреждений, где студенты проходили практику. Перед началом конференции может быть организована выставка лучших работ студентов. На конференции руководитель и методисты практики анализируют качество выполнения заданий, дают содержательную характеристику работы студентов и общую оценку результатов практики, определяют готовность студентов к выполнению данного вида профессиональной деятельности. Студенты выступают с сообщениями по результатам своей работы, вносят предложения по совершенствованию организации и содержания практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: