Понятие технологии управления. Классификация операций и процедур управления. Управление как наука и искусство.
Управление - совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.
Основными элементами технологии управления являются операции и процедуры.
Операцией - любое действие, приводящее к изменению той или иной характеристики системы.
Процедура - совокупность разнообразных управленческих операций, выполняемых по определенной схеме или в определенной последовательности.
Классификация операций и процедур осуществляется по ряду критериев:
• по содержанию:
1) информационные или информационно-технические связаны с обработкой информации и ее носителей. Здесь выделяют также документационные, первично-счетные, учетные и вычислительные операции и процедуры;
2) логико-мыслительные или аналитико-конструктивные связаны с подготовкой и принятием управленческих решений;
|
|
3) организационные состоят из служебно-коммуникационных, распорядительных и координационных операций и процедур;
• по характеру сочетания во времени:
1) последовательные, т.е. каждая операция или процедура начинается только после окончания предыдущей;
2) параллельные, предполагающие одновременное выполнение операций и процедур;
3) параллельно-последовательные предусматривают частичное совмещение смежных операций и процедур во времени и пространстве.
• в зависимости от количества элементов в операциях и операций в процедурах они могут быть:
1) простыми, содержат до 20 элементов;
2) сложными — 20-30 элементов, а процедуры — 100-1000 операций.
• по степени повторяемости различаются:
1) повторяющиеся (рутинные) - постоянно выполняются работниками управленческого аппарата.
2) неповторяющиеся операции и процедуры.
• по уровню механовооруженности различают процедуры:
1) ручные (выполняемые без применения оргтехники);
2) механизированные;
3) автоматизированные (выполняемые с помощью различных средств вычислительной и организационной техники).
1. Информационный процесс: поиск, сбор, передача, обработка и хранение различных видов информации. 2. Логико-мыслительный или процесс выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений. 3. Организационный процесс: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, координация, контроль за исполнением и пр.
Объектом управления является отдельная структура в организации, либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие.
Субъект управления — это орган или лицо, осуществляющее управленческое воздействие.