Два типа композиции вообще: композиция-список и органическая композиция.
Композиция-список - перевернутая пирамида (расположение по убыванию значимости материала) и ее употребление в практике СМИ.
Композиция в описании (перечисление).
Композиция в повествовании. Стратегия рассказа: обращение к слушателю, общая мысль рассказа, середина, конец.
Классическая пятичастная драма: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Композиция в рассуждении. Хрия (образцовое рассуждение) из 8 частей: приступ, парафразис (экспозиция), причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение.
Смешанные типы композиции. Классическая риторическая композиция судебной речи: вступление, рассказ, разделение доказательство, опровержение, отступление, заключение.
Типы введения: естественное, искусственное, внезапное. Выдвижение тезиса.
Требования к рассказу: ясность, краткость, правдоподобность. Порядок изложения в рассказе: хронологический, от общего к частному, от знакомого к незнакомому.
|
|
Разделение: вычленение из общей картины деталей для обсуждения. Сосредоточение на отдельных пунктах.
Доказательство: индуктивное, дедуктивное, силлогизмы в доказательстве. Закон достаточного основания. Полная и неполная индукция. Выбор типа демонстрации примеров в зависимости от настроения публики (при благорасположенности - от сильных к слабым аргументам, при враждебности - от слабых к сильным).
Опровержение: апелляция к логике, апелляция к чувствам, высмеивание оппонента или его аргументов.
Отступление -необязательная часть, в которой оратор говорит о проблемах, в той или иной степени связанных с предметом его речи (например, об общественном политическом климате, порождающем обсуждаемые проблемы).
Заключение как важнейшая часть выступления. Аристотель о функциях заключения:
· внушить публике благоприятного к себе и неблагоприятного к оппоненту отношения,
· подчеркнуть силу своей и слабость позиции оппонента,
· возбудить в аудитории нужные страсти,
· кратко повторить основные факты и аргументы.
Композиция по функциональным частям текста: информационная, объясняющая, оценивающая, предсказывающая и побуждающая.
Логика изложения фактов: индукция (от перечисления к обобщению), дедукция (от тезиса к его проверке и подтверждению примерами).
Пропорции текста. Правило золотого сечения применительно к организации распределения времени в выступлении. Расположение кульминации в точке золотого сечения. Способ отыскания кульминации в повествовательном тексте.
Тема 6. Украшение материала (словесное выражение )
|
|
Три источника хорошего стиля: изучение правил, практика, подражание образцам.
Три стиля: высокий, средний и обычный.
Требования к языку оратора (по Теофрасту): грамматическая правильность, ясность (использование слов в их общеупотребительном смысле), уместность (соответствие стиля предмету), пышность (образность и благозвучие); добавочные требования - сила, внушительность, возвышенность, блеск, живость.
Понятие эффективного языка: соответствие аудитории, предмету и цели речи.
Различие устной и письменной речи. В устной - меньший запас слов, короткие предложения, обилие вводных слов и выражений, частое употребление личных местоимений, нестандартных, и просторечных слов и конструкций, частая повторяемость слов. Принципы отбора слов для выступления: простота, точность, специфичность для данного предмета.
Советы по улучшению слога:
· избегать иностранных слов, использование родного языка в полном объеме его возможностей,
· писать кратко (не более 13-17 слов в предложении),
· повтор основных положений в разных выражениях,
· изучение образцов классической литературы,
· изучение древних и современных иностранных языков для понимания ценности своего родного.