1.1. Стихотворения А. С. Пушкина о дружбе, любви, природе и др. Образ лирического героя.
1.2. Вольнолюбивая и патриотическая лирика поэта. Идеи и проблемы.
1.3. Художественное новаторство А. С. Пушкина в лирике. Мировое значение.
II. Стихотворение А. С. Пушкина «Осень».
2.1. «Осень» в контексте художественных исканий А. С. Пушкина 1830-х гг. Развитие реализма, новые творчестве задачи, «прозаизация» поэтического стиля.
2.2. «Осень» как сюжетно-композиционное единство:
- пушкинская концепция поэтического вдохновения, изображение творческого процесса в стихотворении;
- роль эпиграфа в развёртывании центральной темы;
-октава, её особенности и значение в развитии лирической темы;
-соотнесённость «Осени» с жанром фрагмента; вопрос о завершённости произведения.
2.3. Связь человека и природы в художественном мире стихотворения. Национальная специфика пейзажа и его переживание лирическим героем.
2.4.Творческая история «Осени» как процесс поиска художественного единства.
III. Поэмы.
3.1. Ведущие темы, основные типы романтического конфликта в южных поэмах А. С. Пушкина; смысловая нагрузка, особенности их разрешения. Экзотическая среда как условие проявления романтических конфликтов.
|
|
3.2. Романтический герой: основные характеристики, мера и формы социально-психологической конкретизации. Эволюция героя и принципов его нравственной оценки от «Кавказского пленника» до «Цыган».
3.3. Эстетический смысл простоты сюжетного построения и вершинности композиции.
3.4. Образ автора, его место и ведущие функции в художественной структуре поэм.
3.5.Журнальная полемика вокруг южных поэм (основные моменты и причины разногласий). Реакция А. С. Пушкина на критические отклики.
Задания:
1. Охарактеризуйте конфликт в поэмах «Кавказский пленник» и «Цыганы».
2. Составьте сравнительную характеристику образов Пленника и Алеко, Черкешенки и Земфиры.
3. Установите типовые для южных поэм средства создания образа романтического героя. Определите роль посвящений, примечаний, эпиграфов и эпилогов.
4. Подготовьте выразительное чтение 2 – 3 стихотворных произведений автора.
5. Самостоятельно подберите дополнительную литературу к теме (смотреть литературу последних лет и журнальные статьи). Проанализируйте её.
6. Прокомментируйте, опираясь на текст стихотворения А. С. Пушкина «Осень», следующее суждение автора из возражений на статьи В. К. Кюхельбекера: «Вдохновение <…> есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в позиции, как и в геометрии <…> Восторг есть напряжённое состояние единого воображения. Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует».
|
|
7. Выучите наизусть 3 стихотворения А. Пушкина.
v Подберите материал и напишите литературно-музыкальный сценарий «Средь шумного бала» с использованием музыки на слова поэта.
v Рассмотрите варианты строф стихотворения А. С. Пушкина «Осень» (по академическому собранию сочинений).
q Разработайте систему заданий по обучению школьников выразительному чтению на материале творчества автора.
q Познакомьтесь с методическими разработками по теме за 2010 –2013 гг. Какие новые методы и подходы применяют методисты и учителя-практики при изучении романтической и реалистической поэзии А. С. Пушкина?
Литература:
Основная:
1. Балашова И.А. Творчество русских романтиков (К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев) / И.А. Балашова; Мин-во образов. и науки РФ; Федерал. гос. авт. образ. учрежд. высш. проф. образ. «Южный федерал. ун-т». – Ростов н/Д.: Изд-во Южн. федерал. ун-та, 2011. – 221 с.
2. Гуревич А. От «Кавказского пленника» к «Цыганам» / А. Гуревич // В мире Пушкина. – М.: Наука, 1974. – 142 с.
3. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина / А.М. Гуревич. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.
4. Измайлов Н. В. «Осень» / Н. В. Измайлов // Стихотворения Пушкина 1820 – 1830-х годов. – Л.: Наука. Ленингр. отд., 1974. – С. 57-72.
5. Красухин Г. Г. Четыре пушкинский шедевра («Моцарт и Сальери», «Пиковая Дама», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). – Изд. 2-е / Г. Г. Красухин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 125, [2] с.
6. Липич В. В. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов: две грани русского романтизма / В. В. Липич; Федерал. агентство по образов., Моск. пед. гос. ун-т, Белгородск. гос. ин-т. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 344, [2] с.
7. Лотман Ю.М. Пушкин: статьи и заметки / Ю.М. Лотман. – М.: Вагриус, 2008. – 445, [2] с.
8. Мальчукова Т. Г. Лирика А. С. Пушкина: (опыты интерпретации) / Т. Г. Мальчукова; Федерал. агентство по образов., Гос. образоват. учрежд. высш. проф. образов.; Петрозаводск. гос. ун-т. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2006. – 258, [2] с.
9. Поройков С. Ю. Типические характеры в произведениях А. С. Пушкина: монография / С. Ю. Поройков. – М.: ИНФРА, 2013. – 182, [1] с.
10. Смирнов А. А. Лирика Пушкина. Принципы анализа поэтического идеала. Учебн. пособ. для студ. ун-тов / А. А. Смирнов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 76, [2] с.
11. Таборисская Е. И. Лирика Пушкина: учебн. пособ. / Е. И. Таборисская; Гос. ком. РФ по высш. образов. – М.: Мир книги, 1994. – 102, [1] с.
12. Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина: творч. эволюция / отв. ред. Д.С. Лихачёв; АН СССР, Отд-ние лит. и яз., Пушкин. комис. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. – 302, [2] с.
13. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина / Н. В. Фридман. – М.: Просвещение, 1980. – 124 с.
14. Чумаков Ю. Н. «Осень» Пушкина в аспекте структуры и жанра / Ю. Н. Чумаков // Пушкин в школе: сб. / сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 1978. – (Пособие для учителя).
Дополнительная литература:
1. Гинзбург Л.Я. О лирике / Лидия Гинзбург; [предисл. А.С. Кушнера; подгот. текста С.В. Путилова. – Воспроизведение 2-го расшир. изд. 1974 г.]. – М.: Интрада, 1997. – 415 с.
2. Григорьян К. Н. Пушкинская элегия (национальные истоки, предшественники, эволюция) / К. Н. Григорьян; АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд., 1990. – 255, [2] с.
3. Зуева Т. В. Сказки А. С. Пушкина / Т. В. Зуева. – М.: Просвещение, 1989. – 156, [3] с.
4. Кошелев В. А. Первая книга Пушкина. О поэме «Руслан и Людмила» / В. А. Кошелев. – Томск: Водолей, 1997. – 222, [1] с.
5. Кулешов В.И. А.С. Пушкин: науч.-художеств. биография / В.И. Кулешов. –Изд. 2-е, испр. – М.: МАКС Пресс, 2002. – 430, [2] с.
6. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1988. – 348,[3] с.
7. Маймин Е. Пушкин. Жизнь и творчество / Е. Маймин; АН СССР. – М.: Наука, 1984. – 209 с. – (Серия «Литературоведение и языкознание»).
8. Мальчукова Т. Г. Жанр послания в лирике А. С. Пушкина. Учебн. пособие / Т. Г. Мальчукова; Петрозаводск. гос. ун-т им. О. В. Куусинена. – Петрозаводск: ПГУ, 1987. – 91 с.
|
|
9. Манн Ю. В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма / Ю. В. Манн. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 446, [1] с.
10. Медриш Д. Н. В сотворчестве с народом: народная традиция в творчестве А. С. Пушкина / Д. Н. Медриш; Мин-во образов. РФ, Волгоград. гос. пед. ун-т. – Волгоград: Перемена, 2003. – 135, [1] с.
11. Моров В. Г. Ода Пушкина «Вольность» и Карамзин / В. Г. Моров. – М.: Новое зерцало, 2012. – 174, [1] с.
12. Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества: Пушкин. Гейне. Гёте. Чехов: к психологии мысли и творчества. – Изд. 3-е / Д.Н. Овсянико-Куликовский. – М.: URSS: Либроком, 2009. – 301 с. – (Из наследия мировой психологии).
13. Руднев В. Н. Русская литература XIX века. А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь: курс лекций / В. Н. Руднев; Российск. новый ун-т. – М.: Рос. НОУ, 2012. – 176 с.
14. Степанов Л.И. Лирика Пушкина / Л.И. Степанов. – М.: Высш. шк., 1974. – 432 с.
Тема 3