Развитие социологии в России

Социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов. Как и на Западе, социология в России возникает в контексте позитивистских идей О. Конта. Складываются два течения – субъективизм и объективизм. Наиболее влиятельным направлением в русской социологии стала так называемая «субъективная школа», которую часто называют «русской» школой в социологии.

Петр Лаврович Лавров первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения». Социология представлялась Лаврову наукой не описательной, а нормативной, направленной на поиск путей и средств изменения общества, решения конкретных его проблем. По его мнению, индивид является единственной реальной силой общества, а потому пренебрегать его интересами - значит игнорировать самые важные социальные явления. П.Л. Лавров определяет социологию как «науку о солидарности». Под солидарностью он понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным», «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Прогресс рассматривается как процесс развития в человеке сознания. Смысл прогресса состоит в увеличении солидарности. Эгоизм и диктат социальной группы рассматриваются как патологические проявления жизни. Другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский считал, что социология неразрывно связана с этикой. Михайловский утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. Социальный идеал Михайловского — развитие всесторонней, «разнородной» личности, осуществимое только при преодолении «разнородности» общества. При этом суть прогресса, по Н.К. Михайловскому, состоит в приближении истории к личности, которая должна жить полной и всесторонней жизнью. Личность никогда не должна приноситься в жертву. Если общество прогрессирует, а личность регрессирует, то это не прогресс. Николай Яковлевич Данилевский представлял религиозно-консервативное панславистское течение в русской социологии. Он выдвинул в работе «Россия и Европа» теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Данилевский считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе. Лев Ильич Мечников главное его произведение - «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ». Мечников выделял три периода в истории цивилизации:

1) речной - со времен возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга; 2) средиземноморский - от основания Карфагена; 3) океанический - после открытия Америки.

Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотичного правления к свободе, от угнетения к братству всех людей и народов с помощью добровольной кооперации.

Питирим Сорокин. Социология, согласно Сорокину - наука, изучающая свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов. Она является генерализующей по отношению к другим общественным наукам. Каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отношениями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Социология - это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.

Социология в советской России. С конца 20-х годов прошлого столетия социологическая наука в СССР оказалась в кризисе. Это было связано с изгнанием в 1922 г. большой группы ученых из России. Среди них был и Сорокин. Результатом этого стало снижение уровня филос. и социол. научных дисциплин. Большевики решили покончить с «буржуазной социологией» и на месте социологии утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта. В политическом словаре 1958 г. соц-я домарксовского периода называлась буржуазной, проповедывающей расизм и неравенство наций. Подлинной наукой об обществе и законах его развития назывался исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом. Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, А. А. Богданова.

Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы 20 столетия. В 60-е годы в результате «оттепели» в СССР возрождаются социологические исследования. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований. Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиновым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. Особое внимание социологи уделяли социальной структуре общества, бюджету времени рабочих, социальным проблемам труда, образования и семьи. Возрождение российской социологии как науки относят к концу 80-х - началу 90-х годов. В 1998 году в вузах страны насчитывалось 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах успешно функционируют социологические факультеты, готовящие профессиональные кадры. Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития. Социология — не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.

№ 6. Обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны.

 

Духовная жизнь общества — единство производства, распределения, потребления духовных ценностей, их воспроизводства, хранения и передачи. Это единство служит источником формирования духовных потребностей, является основой развития различных сфер духовной жизни. В структуре последней выделяют элементы: идеологическую, научную, художественно-эстетическую области общественной жизни. Такими же элементами являются, по-видимому, политическая и нравственная области общественной жизни, равно как и область, связанная с религиозной деятельностью.

Основу духовной жизни как отдельного человека, так и всего общества составляет духовная деятельность. Она существует в виде духовно-теоретической и духовно-практической деятельности. Первая означает выработку идей, взглядов, оценок, норм поведения и т.п., вторая — образование и воспитание людей, внедрение в их сознание духовных ценностей. Отметим также, что духовная культура материализуется в результатах труда личности, что зависит от ее качества; так мы выходим на проблему всестороннего и гармоничного развития личности. В последние годы как-то быстро стало ясно, что отнюдь не просто развитие общественного производства предопределит возможность формирования у граждан России высоких нравственных качеств. Будут-де достаточные возможности финансировать культуру, образование, воспитание, спорт, досуг и т.д. Но оказалось, что только духовно богатая личность способна обеспечить успешное развитие всех сторон жизни общества. Сегодня проблема формирования духовности стоит перед российским обществом в целом, перед многими социальными слоями и социальными группами. Для того чтобы решить эту сложную задачу, необходимо не только время, но и средства, а главное — желание со стороны правительства и президента. Необходимо, во-первых, разобраться с ценностными ориентациями. Вряд ли поможет нам столь ныне модное обращение к религии.

О святости Церкви и ее служителей можно спорить и спорить. С другой же стороны, сами приверженцы тех или иных религиозных систем далеко не в ладу в своих верованиях. Россия же — страна поликонфессионная. Столь же сомнительна ставка на возрождение русской идеи, коль скоро, даже если бы эта идея представлялась вполне корректной, наша родина многонациональна. Так что, не поможет ли нам обращение ко всем тем же ценностям патриотизма? Смена ценностных ориентиров — задача отнюдь не техническая. Здесь следует уяснить необходимость принципиального перемещения аспекта во всей жизни. А это совсем иная идеология, которая для своего осуществления требует совсем иных государственных и общественных структур. Важно прекратить руководяще диктовать, советовать, указывать и т.д. Нужно дать возможность каждому человеку определять, как ему жить.

Разумеется, добрые пожелания правомерны и будут присутствовать в обществе всегда. Но приоритет должен получить процесс совершенствования условий жизнедеятельности, в системе которых возможен выбор вариантов.

Чтобы стать всесторонне гармоничной личностью, ей необходимо овладеть всеми видами и формами общественной жизнедеятельности. Гармонично развитая личность сочетает умственный и физический труд, демонстрируя умение не только мыслить, но и действовать в любой обстановке обдуманно и рационально. Гармонично развитая личность выступает как суверенный субъект любой общественной деятельности. В ходе анализа действий, занятий человека в основных сферах общественной жизни социология изучает реальное состояние, уровень общественной жизни в целом, а также уровень развития каждого человека, личности, возможности дальнейшей гармонизации ее форм, пути и средства формирования тех качеств, которые обеспечивают ей эффективное участие в развитии общества и соответственно саморазвитие. Социальное нормирование экономической деятельности, имеющее место в связи с очевидной взаимозависимостью социальной и экономической сфер жизнедеятельности общества и человека, находит свое отражение в экономической действительности в результате действия двойного механизма как непосредственного влияния социальной сферы на экономическую, так и в результате влияния культуры как объекта социального познания на социальные и экономические отношения.

В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений. В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться. Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Экономика на культуру. Традиционно одной из первых жертв экономического упадка становится культура. У музыкантов, актёров, художников и др. сокращаются заказы. Однако в ряде случает кризис приводит к появлению шедевров. От экономического положения зависит мода(часть культуры): короткие стрижки носят во время упадка, т.к. за ними дешевле ухаживать, Мини-юбки появились в следствие экономии женщин, косметические фирмы появлялись вследствие экономии на походах в салоны. В следствие экономического упадка вырастает спрос на экономическую, историческую и образовательную литературу. Вырос спрос на учебники, т.к. многие меняли профессию.

Культуролог Джеффри Хайсон из Университета Святого Иосифа подчеркивает, что экономические кризисы в области массовой культуры обычно проходят две стадии: сперва мастера культуры берут на вооружение идеологию сентиментального оптимистического популизма, а когда экономика начинает выправляться, на повестку дня выходит тема морально-эстетического осмысления произошедших событий, что делает более популярными высокие жанры драмы и трагедии. Во времена экономического упадка. Политика на культуру. Современное искусство (учреждения, музеи, галереи) пользуются протекцией государства, при этом критика оказывает меньшее влияние и от этого страдает качество художественного произведения.

№ 10. Групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей.

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы — образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад, — называется групповой динамикой. Иначе говоря, это учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов (до 20 человек), непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом. Термин групповая динамика используется:

1) для обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт-психологии;

2) для характеристики процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения;

3) для описания причинно-следственных связей, объясняющих эти явления;

4) для обозначения совокупности методических приемов, используемых при изучении социальных установок и межличностных отношений в группе.

В социальной психологии групповая динамика представляет собой область исследований. Ее предметом является индивид (влияние группы на его чувства, поведение, когнитивные процессы), сама группа (ее влияние как надындивидуального единства на индивида и другие группы), а также интеракция и взаимоотношения между членами группы, группой и другими организациями (институтами). Групповая динамика обозначает также совокупность методических приемов, используемых одновременно для обучения и социально-психологических исследований. В данном случае обучающиеся являются одновременно и участниками, и наблюдателями-исследователями группового процесса. Процесс обучения происходит не только в когнитивной плоскости, но и в форме интенсивного собственного опыта. В этом плане групповая динамика включается в педагогическую психологию.

Предметом г. д. как области клинической психологии является теория и технические приемы, направленные на изменение межличностных отношений в группе. Педагогические и клинические аспекты г. д. объединяются в настоящее время термином «прикладная г.д.». Первые исследования в области г. д. были начаты Левином. Пример теории групповой динамики: концепция сплоченности А.В. Петровского. Примерами групповой динамики являются: руководство, лидерство, групповое мнение, сплоченность группы, конфликты, групповое давление.

Социология изучает социальное поведение человека как представителя больших социальных групп, субъекта социального взаимодействия. Социологическая парадигма социального поведения уходит корнями в традиции американской социологии, развивавшейся в рамках позитивной социальной ориентации, которая начала формироваться в 20-е гг., а уже в 50 - 60 гг. на нее ориентировалось большинство западных социологов, как в теоретических, так и эмпирических исследованиях. Социальное поведение рассматривается в логике социального действия, теория которого разработана М. Вебером, Ф. Знанецким, Р. Макайвером, Г. Беккером, В. Парето, Т. Парсонсом, Ю. Хабермасом.

Социальное поведение попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он исходил из ролевой концепции поведения и считал, что поведение обусловлено ролью, а любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик.

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик. Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало. Сегодня в социологии преобладает подход к рассмотрению социального поведения в аспекте социальных институтов (системе учреждений, законов, норм), вносящих порядок в человеческое поведение, обеспечивающих его определенность и предсказуемость. Согласно этому подходу общество посредством институтов определяет формы социального поведения, тем самым освобождает человека от необходимости каждый раз заново принимать существенно важные решения. Институты гарантируют привычную надежность основополагающих жизненных ориентации, социальное поведение освобождается от излишней рефлексии: в своих взаимных отношениях люди получают возможность автоматически следовать одной и той же форме поведения. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путём следования принятым в этой среде обычаям и т.д.

Социальный обмен - в узком смысле теория, разработанная в американской социологии усилиями П. Блау, Дж. Хоманса, P.M. Эмерсона и их последователей. В широком смысле направление в социальном знании, трактующие суть социальной жизни как обмен различными типами деятельности, которая, в свою очередь, понимается как обмен чего-либо на что-либо в актах социального взаимодействия с целью удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов. Теоретические основы социального обмена были заложены в экономическом и этическом утилитаризме Смита, Бентама, Милля и др., закрепившем принцип оценки явлений с точки зрения их полезности и выгодности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Социальное сравнение – необходимый элемент повседневной жизни и повседневного поведения индивидов, равно как и неотъемлемый компонент идеологии общества и конкретных социальных общностей. Оно лежит в основе многих явлений и процессов, имеющих место на уровнях как обыденного, так и теоретического сознания. От характера, содержания и направленности социального сравнения зависят социальное настроение и социальное самочувствие больших групп людей, их стремления, ожидания и надежды. Особенностями его использования как научного метода обусловлены многие выводы, к которым приходят представители различных отраслей социально-гуманитарного знания. Под социальным сравнением (на уровне обыденных представлений и массового поведения) будем понимать в самом общем виде сопоставление людьми условий жизни, форм и видов деятельности с имевшими место их аналогами в прошлом, а также с теми, которые характеризуют повседневное бытие населения в других поселениях, регионах и странах. Люди постоянно сравнивают свою индивидуальную и семейную жизнь с жизнью других людей и семей, жизнь своего народа и государства – с другими, сопоставляют характер и содержание многих форм и видов деятельности, рассматривают под углом зрения выявления общего и различного те или иные социальные системы и подсистемы и др. Социальное сравнение предполагает также статусные, субкультурные, стилевые и иные сравнения.

Такие сравнения часто являются причиной либо значимым фактором принятия важных жизненных решений, например, о смене места и характера работы, об отъезде в другие страны и т.д. При этом люди, как правило, взвешивают (стараются взвесить) все «за» и «против» таких решений, т.е. осуществляют процедуру социального сравнения, которая в данном случае выступает как выбор между двумя (или несколькими) вариантами поведения. Становясь общественным феноменом, социальное сравнение часто направлено на выявление выигрыша (преимуществ) или, наоборот, потерь. В 2004-2005 году эта проблема нашла свое конкретное выражение среди значительной части населения России в связи с заменой у многих групп общества социальных льгот их денежной компенсацией. В ходе социального сравнения выяснилось, что такая замена для большой части бедного, а то и просто обездоленного населения (пенсионеры, особенно в городской местности, ветераны, инвалиды и многие иные категории «льготников») обернулась серьезными потерями. Возникла ситуация двух типов социального сравнения, их реального столкновения и даже конфликта. Властные структуры постоянно стремились доказать бедствующим группам населения, что так называемая монетизация социальных льгот принесет им выгоду; представители же этих групп осуществляли социальное сравнение с учетом особенностей своей индивидуальной жизни и приходили к выводам совершенно иного характера.

Следовательно, социальное сравнение выступает как не только общественный, но и индивидуальный феномен. Люди постоянно сравнивают социальное бытие, его отдельные стороны на индивидуально-личностном уровне. Для конкретного человека социальное сравнение выступает как общественный феномен, когда он сопоставляет социальные общности, страны, системы и подсистемы в них (экономику, политику, образование и т.д.). Но как только это сравнение редуцируется до уровня показателей собственного (семейного) образа жизни, оно превращается в явление индивидуального характера. Пример теории: теория социального сравнения – теория Л. Фестингера (психолог, социальный психолог), согласно которой люди воспринимают и осознают себя, сравнивая себя с другими.

Под социальной» связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям. Пример теории: теория социального обмена Хоманса. Пример социальной связи: преподаватель-студент.

№ 41. Субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский).

Первый этап развития социологии в России(1860-е гг. — 1890 г.) связан прежде всего с творчеством видных идеологов народничества П.Л. Лаврова (1823-1900) и Н.K. Михайловского (1842-1904). Развиваемое ими направление получило название «этико-субъективная школа». Эти мыслители считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости. Основным социологическим трудом П.Л. Лаврова являются «Исторические письма», где он разработал основы субъективного метода. По его мнению, ведущей силой, «главным органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием к изменению застывших общественных форм». Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности. Он выделяет три вида солидарности: основанную на привычке; основанную на сходстве аффектов и интересов; сознательную солидарность, основанную на единстве убеждений людей. Отсюда он делает вывод о том, что только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность. Внешним признаком существования этой формы служит появление интеллигенции, умеющей критически мыслить и сострадающей угнетенным.

Н.К. Михайловский придерживался аналогичных взглядов. Его основные работы: «Что такое прогресс?», «Герои и толпа» и др. По мнению Михайловского, главная задача социологии как науки должна состоять не столько в поиске и обнаружении объективных законов, сколько в том, чтобы раскрыть человеческое, гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности. Субъективным методом он называет такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда социолог-наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого. Михайловский был ярко выраженным индивидуалистом, для которого критерий блага реальной личности стал делом всей системы его социологических воззрений. По его мысли, личность и общество взаимно дополняют друг друга, поскольку всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного — вред личности.

Таким образом, в качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую личность». которая, по их мнению, выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственно идеала. Сущность прогресса они видели в росте социальной солидарности и сознательности личности.

Основные направления по Лаврову:

- определение предмета и метода социологии как науки, которая исследует формы проявления, усиления и ослабления солидарности м/у сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии - исторический.

- создание теории социального прогресса, в которой 2 аспекта:

а) теоретический – рассмотрение целей и средств общественного развития

б) практический – обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества.

Основные направления по Михайловскому:

прогресс есть постепенное приближение к целостности обoщества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми.

№ 45. Институционализации социологии

Науку социологию можно рассматривать как социальный институт. В настоящее время к ней применимо основное определение социального института: совокупность упорядоченных взаимосвязанных социальных статусов и ролей, направленная на выполнение каких-либо функций, обеспечивающих потребности общества в определенной сфере жизнедеятельности. В этом смысле в социологии можно выделить три аспекта:

1. Социология – это отдельная самостоятельная наука, являющаяся составной частью одного из основных социальных институтов общества – науки.

2. Социология обеспечивает общественную потребность в познании социальной реальности, как вся наука в целом обеспечивает потребности общества в познании.

3. Функционирование и развитие социологии обеспечивается совокупностью определенных упорядоченных взаимосвязанных статусов и ролей, направленных на изучение социальной реальности. Если брать формальную сторону, это прежде всего статусы и роли профессиональных ученых, исследователей, преподавателей и вспомогательного персонала, обеспечивающих теоретические и эмпирические исследования и передачу социологических знаний последующим поколениям. В нашей стране и во всем мире существуют научные социологические журналы и издания, сеть социологических учебных заведений, институтов и центров.

Помимо формальной, как правило, документированной структуры социальных позиций и статусов, существует и неформальная. Примером ее могут быть неформальные объединения социологов, зачастую даже из разных стран, получившие название «невидимые колледжи» – сообщества единомышленников по отдельным проблемам, интересам в профессиональной сфере. Подобное положение формировалось в течение более чем полутораста лет.

Можно выделить следующие основные этапы институционализации социологии:

1. Наука была бы невозможна без появления самого названия и определения ее предметной области, поэтому одним из первых этапов можно считать 1830-е гг., когда О. Конт ввел название «социология» и определил ее первоначальный предмет.

2. Дальнейшее развитие новой науки невозможно без выработки более или менее точно определенных понятий и терминов, свойственных именно ей, т. е. выработки общего словаря. Также невозможно развитие без устойчивых коммуникаций между потенциальными и реальными исследователями данной области научного знания. На первых порах это взаимодействие ведется на неформальной основе – в виде переписки, научных семинаров и др. Таким образом складывается устойчивый круг специалистов и контактов между ними.

3. Важным шагом в институционализации явилось позиционирование учеными себя в качестве «социологов» и предъявление обществу в этом качестве.

Новая дисциплина, зачастую под разными названиями, включается в лекционные курсы высших учебных заведений и постепенно обретает статус полноценной академической науки.

4. Решающий вклад в институционализацию социологии принадлежит Э. Дюркгейму – основателю первой в мире кафедры социологии в Сорбонне и первого периодического издания – «Социологический ежегодник».

Аналогичные шаги были предприняты в США: в 1892 г. в Колумбийском университете была основана первая кафедра социологии, а в 1895 – «Американский журнал социологии», издающийся до сих пор.

5. Заключительным этапом институционализации можно считать включение социологических специальностей в государственные реестры и стандарты экономически высокоразвитых стран, официально закрепившие профессиональные требования к подготовке и квалификации специалистов-социологов. Таким образом, было закончено оформление их социальных позиций в структуре общества.

В 60-е гг. ХХ в. в США резко возросли государственные дотации, что обеспечило бурное развитие академической социологии. Численность американских социологов превышала количество социологов во всех остальных странах мира. Сегодня в США издается свыше 30 журналов социологической направленности и работают более 20 тыс. профессионалов в области социологии.

В нашей стране процесс был более сложен. После активного начального этапа в конце XIX-начале XX в. развитие социологии было остановлено. Только в 60-е гг. XX в. стала возрождаться эмпирическая социология, в МГУ открылась кафедра методики конкретных социальных исследований (1968). Лишь в 1974 г. появился профессиональный журнал «Социологические исследования», а в конце 1980-х гг. в государственный Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) введена должность «социолог».

С открытия в 1989 г. социологического факультета МГУ – первого в СССР – в стране получили социологическое образование около 20 тыс. выпускников, хотя из этого не следует, что все они работают профессиональными социологами.

В целом можно сказать, что институционализация социологии в нашей стране прошла те же этапы, что и в других странах, но с отставанием от практики высокоразвитых индустриальных стран почти на 100 лет.

Процесс институционализации происходил на 3-х уровнях:

1) Динамика научных публикаций и статус социологии в массовом сознании

2) Социология и система образования

3) Социология и специальные научные организации

Периоды:

1) Рост количества публикаций 1861-1870 – 141; 1871-1880 – 153; 1911-1920- 780

2) С конца 20 в. читалось большое количество небольших спецкурсов и отдельных лекций по истории хозяйства, семьи, права с социологической точки зрения (В. Чернов, П. Струве и др.)

3) Создание в конце 20 в. специальной школы под предательством Ковалевского

4) 1901 г. – создание в Париже «Русской школы общественных наук»

5) 1908 г. - была открыта первая социологическая кафедра при Психоневрологическом институте (создание студенческого кружка)

6) 1916 г. – учреждение русского социологического общества им. Ковалевского, объединившего практически всех видных представителей общественных наук.

7) 1911 г. – при Московском университете было создано «Научное сообщество» им. Чупрова для разработки общественных наук.

8) 1920 г. – основание первого в России факультета общественных наук с социологической кафедрой во главе с П. Сорокиным: должна была сочетать преподавательскую и широкую научно-исследовательскую деятельность как эмпирического, так и теоретического порядка.

9) В труднейших условиях первых лет революции в стране наблюдался взрыв спроса и выпуска книжной продукции по философии и особенно по социолгии. Люди искали ответа на мучившие их вопросы.

Таким образом, характер институционализации – организованная экспансия социологии.

№ 49. Формы институализации науки.

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему.(Платон, Аристотель) Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в XIX веке в Европе.

Огюст Конт (1798 - 1857) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.

В конце XIX - начале X вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философов, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к наук, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Институализация социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии общественных наук “, где специальным пунктом было записано “.. одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксиской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксиской социология М. - 1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и преврашалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курса “ История ВКПб “ И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц - профессионалы.

Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц. исследования как несовместимые социология спецификой философской гносеологией, выводились за пределы соц. знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц. по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти от народа, нарастании национальных тенденций и т. д.

Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

№ 50. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии; понятийный аппарат

Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

- глобальное мировое сообщество;

- традиционное национальное общество;

- микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

- индивид.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

Итак, предмет социологии – это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

- групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);

- становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);

- социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).

Так, О. Конт определял предмет социологии как социальную статику (социальные связи, отношения между людьми) и социальную динамику. Задачу социологии – наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на этой основе выявлять определенные закономерности. Он говорил о том, что социологии нужно взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ.

Д. Милль: предмет социологии – генетические черты человеческой природы, которые делают совместную жизнь в обществе, разновидности межличностных отношений, выявление естественного исторического порядка, в котором состояния общества сменяют друг друга. Объект – состояние общества-это одновременное состояние всех значительных состояний фактов и явлений (уровень знаний, состояние промышленности). Задачи социологии- открытие законов прогресса.

Г. Спенсер (органическая школа): предмет социологии – процессы и продукты человеческого взаимодействия. Задача социологии – выявлять естественные законы развития и строения социальных систем, как частного случая естественной системы.

Дюркгейм: предмет – социальные факты, существующие вне индивида и обладающие принудительной силой.

Г. Зиммель (щкола философия жизни): предмет социологи- форма социации, задача социологии – выделение закономерностей, которые не выделяются средствами с другими общественными науками, вычислении формы социации.

Ф. Теннис (понимающая социология). Задача социологии – в конструировании абстрактно-теоретических схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего. Предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество, их взаимодействия людей.

М. Вебер (немецкая школа) – Предмет социальные действия. Задача социологии – дать причинное понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте.

П. Сорокин: предметом изучения социологии является мир людей и высших животных, находящихся в процессе психического взаимодействия.

Понятийный аппарат социологии:

Понятийный аппарат науки – социологии должен развиваться вместе с изменениями, происходящими и в теоретической социологии, и в социальной жизни общества. Итегративность социологических знаний приводит к тому, что отраслевые социологи все чаще и чаще применяют понятийный аппарат других наук, что также требует определенной научно-теоретической корректировки используемых прикладной социологией понятий.

Указанные процессы неизбежно отражаются в понятийном аппарате социологической науки. Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления, этим подчеркивается его важная роль в познании.

Для социологии имеют значения и обыденные суждения, когда речь идет об изучении общественного мнения населения, и научные понятия – дефиниции, когда речь идет о работе над программой социологического исследования, разработке эмпирических показателей и вопросов анкеты.

Следовательно, использование различного рода понятий определяется целью их применения. можно выявить три типа понятий:

общефилософский,

— бщесоциологический,

— операциональный (иногда его называют конкретно-социологическим).

Первый тип понятий (общефилософский) уже объясняется сказанным выше, т. е. тем, что социология зародилась в недрах социальной философии и сохранила многие общие с ней категории, например: общество, общественные отношения, социальные и нравственные нормы, культура и культурные ценности, личность, социальная среда и др.

Однако, отмежевавшись от философии, социология стала разрабатывать свой понятийный аппарат (на чем настаивал О. Конт), связанный с теми направлениями общественной жизни, которые она изучает, например: социальное действие, социальные взаимодействия, социальный контроль, социальный институт, социальные процессы.

На операциональном уровне (уровне сбора социологической информации) социолог использует понятия, которые представлены в виде переменных. В числе таких понятий могут быть, например, мнения людей относительно кого-либо, уровень дохода определенных социальных групп и т. д. Каждое научное направление может по-своему определять один и тот же объект анализа, выделять в нем различные предметные области. В этом заключается специфика научного познания. Итак, каждое понятие отражает определенные концепции, а в рамках последних – качества, характеристики субъектов, явлений, процессов и т. д., которые и становятся предметом нашего интереса. Это обусловлено прежде всего тем, что взятое изолированно от концепции понятие не дает полного представления о сущности того, к чему оно применяется. Например, одно из определений социального поведения звучит как «психическая и интеллектуальная активность личности». Если его рассматривать изолированно от различных концепций, то такое определение не дает представлений, во-первых, о характере и направленности этой активности; во-вторых, о типах социального поведения; в-третьих, о соотношении интересов и форм поведения, а также о многих других вопросах, связанных с психической и интеллектуальной активностью человека.

Все эти вопросы для эмпирической социологии являются очень важными, так как помогают в выработке показателей (переменных), отражающих наблюдаемые события. Отсюда вывод: любое понятие должно быть рассмотрено в рамках концепции, к которой оно принадлежит.

Понятия закрепляются и выражаются непосредственно в языковой форме. Это может быть слово или группа слов. Например: «активность», «социальная деятельность, «девиантное (отклоняющееся) поведение личности». Понятие может быть выражено, а вернее материализовано, и в виде творений человека (например, картина, скульптура, здание). В понятии объект характеризуется обобщенно. Это достигается за счет таких процессов, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, определение. Следовательно, любое понятие представляет собой, в той или иной мере, идеализированный объект, некую теоретическую модель явления или процесса и не отражает всего многообразия более частных характеристик. Посредством отдельных понятий (или систем понятий) отражаются фрагменты социальной реальности, изучаемой различными науками, в том числе и социологией, Эти понятия могут вырабатываться как на теоретическом (абстрактном) уровне, так и на эмпирическом, через обобщения социологических данных.

Как показывает опыт научного познания, необходимо использовать оба вида анализа, в том числе с целью проверки «работы» понятийного аппарата, для увеличения степени тождественности идеализированного объекта с реальной практикой.

В социологии понятийный аппарат играет двоякую роль: во-первых, он отражает состояние научных представлений, научных знаний об объекте анализа; во-вторых, служит основанием разработки системы переменных в социологических анкетах, интервью, наблюдениях. Чем точнее понятие отражает социальную реальность, тем больше шансов, что система переменных (показателей) охватит основную часть характеристик предмета анализа, а результаты исследования будут репрезентативными (представительными) по отношению к изучаемой проблеме. В свою очередь, обобщения и анализ эмпирических данных позволяют социологам корректировать представления теоретиков о социальном мире, в котором мы живем.

№ 62. Методологическая роль теории в социологическом исследовании.

Специальные теории выполняют роль переходных звеньев от общей социологической теории к Эмпирическим социологическим исследованиям, проводимым в различных областях социальной действительности. Знания, полученные в результате, эмпирических социологических исследований, составляют эмпирический уровень социологического знания, служат эмпирической базой специальных социологических теорий и обеспечивают связь общей социологической теории с живой действительностью. Указанные уровни образуют вертикальный срез социологического познания.

Социолог, изучающий конкретные формы человеческой деятельности, опираясь на общую социологическую теорию, устанавливает связь изучаемых явлений с социальным целым, рассматривает их как результат действия определенных общественных закономерностей. Изучение характерных, типичных социальных ситуаций в различных областях человеческой жизнедеятельности позволяет, глубже раскрыть диалектику взаимоотношения всеобщего, особенного и единичного в общественном развитии, выявить конкретные Механизмы действия объективных общественных законов.

Социологический анализ конкретной социальной ситуации позволяет строго научно определить характер теоретических и практических задач, решаемых в процессе социологического исследования. К числу наиболее важных из них относятся следующие. Во-первых, социолог, опираясь на общую социологическую теорию, должен выявить всю совокупность объективных социальных факторов (экономических, политических, идеологических), воздействующих на изучаемую конкретную ситуацию и определяющих структуру общественных отношений в различных социальных группах, коллективах и т. д. Выполнение этой задачи требует 6т социолога Комплексного, подхода к изучаемым явлениям. Во-вторых, получаемая: социологом с помощью особых методов (массовые опросы и т. д.) конкретная информация о субъективных аспектах человеческой деятельности (мотивах, целях, ценностных ориентациях) должна рассматриваться как субъективное отражение объективных социальных закономерностей и фактов. В-третьих, важной задачей социолога является установление зависимостей между действием объективных социальных факторов и субъективными представлениями людей, сознанием социальных групп и коллективов. Это позволяет раскрыть конкретный механизм проявления общественных закономерностей, определить возможные отклонения в развитии социальных процессов. В-четвертых, осуществление этих исследовательских задач дает возможность сформулировать новые теоретические выводы и выработать практические рекомендации по совершенствованию планирования и управления общественным развитием.

Так, в структуре исследовании программы выделяют такой раздел, как методологический – это теоретические принципы, на базе которых осуществляется исследование:

1) обоснование проблемы исследования с позиции социологической науки

2) определение объекта и предмета исследования с позиции использования социологических методов

3) определение методов и задач исследования. Системный анализ объекта необходим для выделения составных элементов объекта, а также факторов, которые влияют на него.

4) Интерпретация и операционализация понятий

5) Гипотеза исследования (основные предложения, которые проверяются в исследовании, служат для получения новых знаний).

№ 102. Демографическая экспертиза законопроектов

Озабоченность современными демографическими процессами принято связывать, прежде всего, с падением рождаемости, постарением населения, ростом заболеваемости и смертности. Анализ проблемы на поверхностном уровне побуждает различными мерами способствовать повышению рождаемости. История России содержит немало способов, которыми пытались достичь этих целей: запрет абортов и сохранение ситуации половой и гигиенической безграмотности населения, экономическое стимулирование рождаемости (например, внеочередное обеспечение жильем в случае рождения третьего ребенка).

Практически все реформы, предпринимаемые в социальной сфере в последние годы, ставя перед собой задачи повышения доступности и качества медицинских услуг, образования, социального обеспечения и пр., в конечном счете, в качестве одной из целей предполагали и улучшение демографической ситуации. На практике применяемые для реализации декларируемых целей механизмы не позволили решить поставленные задачи.

Так, в результате непродуманных действий, направленных на решение сиюминутных задач, из системы обязательного социального страхования исключается все большее число работников («два дня» и оплата работодателями дней временной нетрудоспособности в организациях, перешедших на специальные налоговые режимы). В итоге в 2005 г. сохранилась общая тенденция к снижению обращений работников в лечебные учреждения за выдачей больничных листов (на 2,4 млн случаев) и сокращению числа оплаченных страховщиком дней временной нетрудоспособности (на 58,45 млн дней). Пенсионная реформа не смогла решить задачи снижения зависимости пенсионного обеспечения неработающих граждан от ухудшающейся демографической ситуации. Реформирование социальной политики должно осуществляться с учетом необходимости решения демографических проблем. В этих целях должна проводиться демографическая экспертиза принятых и принимаемых решений в этой сфере.

Таким образом, демографическая экспертиза есть демографическое прогнозирование всех принимаемых государственных, общественных и управленческих решений различного уровня. Экспертиза должна выявить возможное влияние принимаемых мер на демографические процессы и наоборот, указать пути предотвращения отрицательных последствий намечаемых мер.

Пример, демографической экспертизы законопроекта.

Основанием для производства экспертного исследования послужило заявление руководителя Общероссийского общественного движения «Всероссийское Родительское собрание» Германа Сергеевича Авдюшина, в котором содержится просьба создать заключение на проект Федерального Закона «ОБ ОХРАНЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Цель экспертизы: выяснить, не противоречит ли этот законопроект политике вывода страны из демографического кризиса. Эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Для производства экспертного исследования использован электронный вариант законопроекта, содержащего 33 статьи; электронный вариант стенограммы закрытого круглого стола, прошедшего 8 декабря 2009г. в Государственной Думе. В ходе экспертных исследований экспертами были применены следующие методы и методики: комплексный социально-психологический, социально-правовой и социально-культурный анализ.

Выводы экспертов:

Оценка содержания законопроекта. Исследования показывают, что законопроект «Об охране репродуктивного здоровья населения РФ», подготовленный инициативной группой Государственной Думы Российской Федерации составлен некомпетентно:

1. Разработчиком не сформулированы задачи Закона (ст.2).

2.Не отражены полномочия основных исполнителей - органов местного самоуправления, органов управления образованием и здравоохранением, образовательных учреждений и МУЗ (ст.5,6).

3.Судя по названию, идея охраны репродуктивного здоровья нации должна быть направлена не только на улучшение демографической ситуации в стране, через повышение деторождаемости, но и на производство здорового потомства. Однако, без комплексного подхода к существующей проблеме узкопрофильными мерами, изложенными в проекте закона проблему решить нельзя.

4. Специальные образовательные программы, а тем более специалисты спонтанно, на пустом месте не возникают, необходимы время и специальная подготовка, которой должна предшествовать соответствующая концепция, в законопроекте её нет (гл. I; гл.II, ст.16,17).

5.«Репродуктивное поведение несовершеннолетних» не имеет определения на законодательном уровне, что в итоге приведет к самодеятельному, не профессиональному подходу и кроме вреда и конфликтов никаких иных результатов не даст (ст.4).

6. При существующей правоприменительной практике, коррумпированности общества, действующей системе здравоохранения, обязательного медицинского страхования, бесплатной медицинской помощи, уровня жизни и платежеспособности основной части населения страны, все «Профилактические меры по охране репродуктивного здоровья» не имеют правового механизма практической реализации (ст.17).

7. Государственный контроль и надзор за деятельностью организаций, оказывающих услуги в области охраны репродуктивного здоровья населения в Законопроекте не регламентирован (ст.18).

8. Законом не предусматривается обязательное страхование гражданской ответственности при оказании медицинской помощи по лечению бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий, что чревато возможными крайне негативными последствиями (гл.III).

9.Закон не предусматривает возможных правовых последствий донорства половых клеток и эмбрионов, а так же суррогатного материнства, в рамках наследственного права (ст.24).

10. Законопроект не учитывает конституционное право родителей на воспитание детей (ст. 38 Конституции РФ), доверяя воспитание и образование несовершеннолетних специалистам образовательных учреждений (ст.16).

Оформление законопроекта и литературные недоработки в нём являются следствием того, что авторы хотели скрыть свои истинные цели. В проекте закона не указано, что целью демографической политики является увеличение рождаемости. В то же время говорится о «репродуктивном здоровье», тогда как речь идет о профилактике и лечении болезней.

В проекте закона даются щедрые финансовые гарантии по охране «репродуктивного здоровья», но ни слова не говорится про гарантии бесплатного родовспоможения, про гарантии бесплатного ведения беременности и обеспечения беременных всем необходимым. В соответствии с государственной демографической политикой выход из демографического кризиса в России возможен лишь через реализацию социально значимых программ. Поэтому будет преступно отпускать из бюджета огромные деньги на суррогатное материнство и искусственные методы оплодотворения в обход заботы об уже родившихся детях. Ст.ст. 26-29 законопроекта являются антигуманными. При использовании ЭКО в законе не прописан статус эмбриона, количество эмбрионов в цикле ВРТ (за рубежом не более 3-х), нет генетического исследования на носительство заболеваний, свободы выбора центров ЭКО. Более подробно истинные намерения разработчиков законопроекта можно выявить из стенограммы круглого стола, проведённого 8 декабря 2009г., где упоминается о том, что инициатором закона о контроле над рождаемостью был Фонд народонаселения ООН. Эта организация:

1) выступает против роста народонаселения;

2) финансирует свои программы;

3) в развивающихся странах проводит очень жесткие меры против рождения детей.

Допуская иностранцев до такого внутреннего дела, как демографическая политика, мы признаем ограниченный суверенитет РФ. Фактически, речь идет о законе, продвигаемом под иностранным контролем и при отсутствии суверенной демографической политики в стране. Но апеллировать к международному праву в обход российского преступно. У России есть свои национальные интересы, и они не могут нарушаться в угоду решениям Каирской конференции 1994 г., на которой прямо заявлялось о необходимости сокращения численности населения в мире. Фонд по народонаселению ООН не может готовить законопроект для суверенной страны, особенно если в целях фонда открыто заявляется о снижении численности населения на планете.

Справка: на Каирской конференции 1994г., к которой апеллируют разработчики обсуждаемого законопроекта, 14 стран-участников не подписали соглашения, и это стало международным скандалом. Представители этих стран обвинили организаторов Каирской конференции в продвижении интересов США, а также заявили о бесчеловечности тех целей, которые ставят перед собой такие организации, как Фонд народонаселения ООН – сокращение численности населения Земли в угоду интересам так называемого «золотого миллиарда». Как и в Законопроекте, в тексте стенограммы приведены свидетельства некомпетентности разработчиков. Достаточно упомянуть только цифру в 233 млн. беременных в Китае, чтобы понять их полное незнакомство с проблемой законопроекта. Ведь по данной статистике каждые пять лет население Китая увеличивается на миллиард, то есть, чуть ли не удваивается. Оценка демографических последствий принятия закона в данной редакции. Если будет принят Законопроект, то:

1) будет обеспечено государственное финансирование на т.н. «планирование семьи», что подразумевает официальный контроль над рождаемостью как государственную политику;

2) будут узаконены «суррогатное материнство» и торговля эмбрионами;

Дальнейшая коммерциализация ЭКО-метода может привести к генетической деградации нации. В законе прослеживается игнорирование нравственного института материнства, эксплуатацию молодежи в программе суррогатного материнства, что может быть пагубным для традиций семьи в России, а также будет провоцировать половую распущенность подростков. Результатом таких мер станет утрата социальных ценностей материнства и подрыв моральных устоев родительской культуры россиян.

Антигуманно также и то, что в услуги по сохранению репродуктивного здоровья входит «безопасный» аборт без согласия родителей. Утилизация эмбрионов является ничем иным как детоубийством, что противоречит политике сокращения абортов в Российской Федерации.

3) будут выделены бюджетные средства на бесплатное (за счет налогоплательщиков) ЭКО;

Данные мероприятия будут поощрять сексуальные меньшинства и другие асоциальные группы вести развратный образ жизни, сокращая тем самым возможности для здорового семейного воспитания детей.

4) половое воспитание будет обязательным, а родители


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: