В общем случае, для тела любой формы (рис. 6) момент инерции его массы равен
.
Рис. 6. К определению момента инерции массы вращающегося тала
Для сплошного цилиндра
,
где R и D – радиус и диаметр цилиндра,
ρ – плотность материала цилиндра,
h – толщина (высота) цилиндра,
m – масса цилиндра.
Для полого цилиндра
,
где – диаметр отверстия (внутренний диаметр) цилиндра.
Детали типа шкив, муфта, зубчатое колесо и др. представляют собой комбинацию элементов (например, ступица, обод, зубчатый венец и т. п.). В этом случае момент инерции массы детали слагается из суммы моментов инерции масс её элементов.
В практических расчетах обычно используется формула
,
где D – наружный диаметр детали;
k – коэффициент распределения массы.
Для сплошного цилиндра k=0,125;
для полого цилиндра k=0,25;
для деталей типа шкив k=0,15.
Если известен маховой момент элемента (например, якоря двигателя), то
;
где g – ускорение свободного падения;
G – вес элемента.