Оценка результатов

Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы:

· Дитя (Д) 1 4 7 10 13 16 19

· Взрослый (В) 2 5 8 11 14 17 20

· Родитель (Р) 3 6 9 12 15 18 21

Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям. Постарайтесь сохранить эти качества. Если вы получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и самоуверенность. Кроме того, «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Поэтому таким людям желательно работать не с людьми, а с машинами, кульманом, этюдником и т. п. Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемлемый вариант для научной работы. Но детская непосредственность хороша только до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то пора взять свои эмоции под контроль.

Источник: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Институт психотерапии, 2002.

Приложение 5. Тест «Ведущий инстинкт» (В.И.Гарбузов)

Согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.
Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и социальных факторов доминирование одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патологии, а звучание остальных может оказаться подавленным вплоть до атрофии, и тогда речь идет об инстинктопатиях.
Инстинктопатии приводят к конфликтным межличностным отношениям между их носителями и индивидами с нормальным доминированием того или иного инстинкта.

В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. Каждый человек принадлежит к одному из семи типов:
I — «эгофильному»,
II — «генофильному» (от латин. genus — род),
III— «альтруистическому»,
IV — «исследовательскому»,
V — «доминантному»,
VI — «либертофильному» (от латин. libertas — свобода),
VII — «дигнитофильному» (от латин. dignitas — достоинство).

Краткие личностные характеристики в рамках данной типологии.
I. Эгофильный тип. С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., нетерпим к боли (отказы от лечения зубов, от посещения врачей и т. п.); на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям.

Это люди, для которых безопасность и здоровье — превыше всего, а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет».

Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени.

Для «эгофильного типа» характерны следующие ведущие качества:

1) эгоцентричность;

2) консерватизм;

3) готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности; 4) отрицание риска;

5) тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.
II. Генофильный тип. Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы». (под понятием «Мы» подразумевается семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному — интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение.

Он обостренно чувствует разлад в семье. Это люди, которые ценят «интересы семьи превыше всего», а их кредо: «Мой дом — моя крепость».

Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители — хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни. «Генофильному типу» присущи ведущие качества:

1) сверхлюбовь к своим детям;

2) семейственность;

3) сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей;

4) тенденция к отрицанию своего «Я» в пользу «Мы» (семьи);

5) сверхтревожность относительно будущего своих детей.
III. Альтруистический тип. Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, они способны отдать другим последнее, даже необходимое самим.

Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо: «Доброта спасет мир, доброта превыше всего».

И они эволюционно хранители доброты, мира, хранители жизни.

Для «альтруистического типа» характерны ведущие качества:

1) доброта;

2) сопереживание, понимание людей;

3) бескорыстность в отношениях с людьми;

4) забота о слабых, больных;

5) миролюбие.
IV. «Исследовательский тип». У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству.

Их кредо: «Творчество и прогресс — превыше всего».

Эволюционная целесообразность этого типа очевидна.

«Исследовательскому типу» присущи:

1) склонность к исследовательской деятельности;

2) склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и т. д.;

3) способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач;

4) устремленность к творчеству;

5) самоотверженность в реализации творческих устремлений.
V. Доминантный тип. С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения.

Кредо этого типа: «Дело и порядок превыше всего», «Один — ничто, все — всё», «Будет хорошо всем — будет хорошо каждому».

Эволюционная целесообразность наличия этого типа, рождающего лидеров, организаторов, политиков в том, что они — хранители интересов и чести всего рода.

Для «доминантного типа» характерны:

1) склонность к лидерству, к власти;

2) предрасположенность к решению сложных организационных задач;

3) приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами;

4) готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место;

5) приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).
VI. Либертофильный тип. Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним.

Для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма.

Кредо таких людей: «Свобода превыше всего!».

Эволюционно они — хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантного типа». Они — хранители свободы, а с этим — жизни.

Либертофильному типу присущи:

1) склонность к протесту, бунтарству;

2) предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности);

3) стремление к независимости;

4) склонность к реформаторству, революционным преобразованиям;

5) нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению «Я».
VII. Дигнитофильный тип. Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов».

Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители — хранители чести и достоинства «Я», личности, а с этим — жизни, достойной человека.

Для «дигнитофильного типа» характерны:

1) нетерпимость к любым формам унижения;

2) готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства;

3) приоритет чести и гордости над безопасностью;

4) бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами; 5) нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.
Наряду с «чистыми» по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются разные типы. И как бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки.
Инстинкты — фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную специализацию человека.

Шкалы могут изменяться от 0 до 5 среднее 2,5

Источник: pfmetod.narod.ru

Приложение 6. Тест: Локус-контроля (Дж.Роттер)

Шкалы: экстернальность, интернальность

Выявление локуса контроля респондентов.

Инструкция к тесту

Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а» или «б».

Тест

Вариант "а" Вариант "б"
  Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают. В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.
  Многие неудачи происходят от невезения. Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок.
  Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить.
  В конце концов к людям приходит заслуженное признание. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.
  Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно. Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.
  Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.
  Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам. Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.
  Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. Только жизненный опыт определяет характер и поведение.
  Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать». По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу.!
  Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений. Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.
  Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения. Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.
  Каждый гражданин может оказывать влияние на важные; государственные решения. Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.
  Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их. Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. В каждом человеке есть что-то хорошее.
  Осуществление моих желаний не связано с везением. Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.
  Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств. Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем.
  Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.
  Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. На самом деле такая вещь, как везение, не существует.
  Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.
  Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет. Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.
  В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями. Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.
  Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить. Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.
  Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение. Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.
  Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать. Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.
  Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.
  Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим. Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.
  Характер человека зависит главным образом от его силы воли, Характер человека формируется в основном в коллективе.
  То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.
  Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Ключ к тесту

Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.
Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.
Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми.
О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.
Интерпретация результатов теста
В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.
Экстернал.

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.
Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Интернал,
Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.
В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, – как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер.
Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.
В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором рефлексии.

Источник: Локус контроля / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.413-417.

Приложение 7. Тест. Психологическая типология личности (К.Юнг)

Шкалы: экстраверсия, интроверсия, амбиверсия

Данная методика предложена К.Юнгом для выявления типологических особенностей личности. Экстраверсия: легки в общении, высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты и контактны, среди контактов могут быть и полезные; судят о людях по внешности, незаглядывают внутрь; холерики, сангвиники.

Интроверсия: направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, тяжело переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.

Инструкция: На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать наиболее подходящий для вас и поставить букву, обозначающую этот ответ.

Тест

1. Что вы предпочитаете?
1. немного близких друзей;
2. большую товарищескую компанию.
2. Какие книги вы предпочитаете читать?
1. с занимательным сюжетом;.
2. раскрывающие переживания героев.
3. Что вы скорее можете допустить в работе?
1. опоздание;
2. ошибки.
4. Если вы совершите дурной поступок, то:
1. остро переживаете;
2. не испытываете острых переживаний.
5. Как вы сходитесь с людьми?
1. быстро, легко;
2. медленно, осторожно.
6. Считаете ли вы себя обидчивым?
1. да;
2. нет.
7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?
1. да;
2. нет.
8. Считаете ли вы себя:
1. молчаливым;
2. разговорчивым.
9. Откровенны вы или скрытны?
1. откровенен;
2. скрытен.
10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?
1. да;
2. нет.
11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:
1. говорить;
2. слушать.
12. Часто ли вы испытываете недовольство собой?
1. да;
2. нет.
13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?
1. да;
2. нет.
14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?
1. да;
2. нет.
15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?
1. да;
2. нет.
16. Легко ли меняете ваше настроение?
1. да;
2. нет.
17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
1. да;
2. нет.
18. Ваши движения:
1. быстры;
2. замедлены.
19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:
1. часто;
2. редко.
20. В затруднительных случаях вы:
1. спешите обратиться за помощью к другим;
2. не любите обращаться за помощью.

Обработка и интерпретация результатов:

Показатели экстраверсии: 1b, 2а, 4б, 5а, 6b, 7а, 8b, 9а, 10b, 11а, 12b, 13а, 14b, 15а, 16а, 17а, 18а, 19b, 20а.
Подсчитать количество ответов и умножить на 5.
Баллы:
• 0 – 35 – интроверсия
• 36-65 – амбиверсия
• 66-100 – экстраверсия

Приложение 8. Методика диагностики темперамента Я. Стерляу

Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Тест содержит 134 вопроса, предпологающих один из вариантов ответа: "Да", "Нет", "Не знаю".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: