Зрительный гнозис

Зрительные представления

Испытуемого просят представить и описать 3–6 предметов (очки, арбуз, велосипед и др.). Обращают внимание на такие параметры описания, как яркость (отчетливость) образа, его фрагментарность или полнота, устойчивость, обобщенность или конкретность и др.

Неполноценность подобных представлений может быть объяснена как слабостью затылочных и теменно-затылочных зон коры, которые, собственно, обеспечивают хранение зрительных образов, так и функциональной недостаточностью лобной коры, ответственной за волевое произвольное усилие по извлечению этих образов из модально-специфической памяти.

Узнавание реальных предметов

Исследование сложных форм зрительного гнозиса может начинаться с пробы на узнавание реальных бытовых предметов. Для этого испытуемому предлагают (расставляют на столе или последовательно предъявляют из рук) несколько небольших по размеру и ранее знакомых предметов: очки, часы, небольшая игрушка, кубик, записная книжка, авторучка и т. п. (до десяти разных объектов). Время для опознания каждого из них не ограничивается, а сам процесс рассматривания, равно как и предположения, которые делает больной, могут стать дополнительным материалом для анализа особенностей его предметного восприятия.

Данная проба может преднамеренно осложняться тем, что для узнавания будут подобраны предметы, сходные в каком-то отношении (по форме, окраске, размеру, например, карандаш и авторучка, игрушечные фигурки кошки и собаки и т. п.); это будет затруднять идентификацию и провоцировать испытуемого на однотипные ответы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: