Тема 11. Культура Итальянского Возрождения

Гуманизм и антропоцентризм Возрождения. Гуманизм, утверждение самоценности человеческой личности и свободы – сущность культуры Возрождения. Светский характер культуры. Основные типы личности: индивидуалист, корпоративная личность, гуманист. Всесторонне и гармонично развитая личность как идеал гуманизма. Титанизм. Ценность индивидуальности. Великие географические открытия, их влияние на создание новой картины мира, понимание места человека во вселенной. Открытие культуры доколумбовой Америки. Возрастание роли знаний, основанных на опыте. Успехи экспериментального естествознания. Изобретение книгопечатания. Новое восприятие пространства и времени. Появление компаса и часов. Антропоцентризм как деятельное преобразование человеком мира. Художественная культура. Данте, его роль в формировании итальянской национальной литературы. Новое понимание пространства и времени в «Божественной комедии» Данте. Светская литература. Новое в понимании и изображении чувств в творчестве Петрарки, Боккаччо, Микеланджело. Образ героя-авантюриста в биографии Б. Челлини. Эволюция изобразительного искусства, его ориентация на античные образцы. Пространство в изобразительном искусстве. Теория перспективы. Образ человека в жанре портрета. Своеобразие культуры позднего Возрождения.

Тема 12. Северное Возрождение. Особенности периода. Формирование национальных культур. Реформация, ее влияние на культуру. Социокультурные предпосылки Реформации. Мартин Лютер – идеолог протестантизма. От критики обряда к критике веры. Спасение только верой. Политические и духовные последствия Реформации. Великие географические открытия. Ориентация на народную культуру, патриотизм. Театр эпохи Возрождения. Творчество У. Шекспира. Литература северного Возрождения. Две тенденции – ученая и простонародная. Изобразительное искусство. Формирование национальных художественных школ: Нидерланды, Германия, Франция, Англия, Испания. Графика, ее место в искусстве Северного Возрождения.

Тема 13. XVII век – начало культуры Нового времени. Стиль барокко. Коренной переворот в мировоззрении. Рационализм как принцип мировоззрения, способ мышления, высшая ценность. Развитие науки. Создание научного метода исследования. Изменение социального статуса науки, появление первых научных обществ. Политические события XVII века. Революции и гражданские войны. Развитие политической культуры в Англии. Первые газеты. Повседневная жизнь. Барокко как стиль первой половины XVII в. Динамика – характерная черта барокко. Идеал человека в эпоху барокко («Человек – мыслящий тростник»). Природа и пространство в концепции барокко. Сады-лабиринты, окна и зеркала как символ безграничности и обманчивости пространства. Отношение ко времени. Жизнь и смерть в поэзии барокко. Архитектура, скульптура, живопись барокко. Новые жанры живописи – портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр. Барочный реализм, философичность искусства. Религиозно-нравственные идеи в искусстве. Национальные художественные школы: Испания – Веласкес, Голландия – Рембрандт и «малые голландцы», Фландрия – Рубенс, Англия – Ван Дейк. Музыка – вид искусства, наиболее адекватно выражающий специфику барокко. Ритм, движение, моторика как характерные черты барочной музыки. Вивальди, Бах.

Тема 14. Культура Абсолютизма. Франция – идеальный вариант абсолютизма. Статика – характерная черта абсолютизма. Классицизм как художественно-эстетическая интерпретация рационализма. Абсолютизм – политическая и социальная основа классицизма. Ориентация на «образцы»: Античность и Высокое Возрождение. Отношение к пространству и природе. Античная ордерная система в архитектуре, французский регулярный парк. «Искусственность» и «механистичность» в повседневной жизни и в образе человека. Николя Буало и принципы классицизма. Классицизм в театральном, драматургическом искусстве и живописи. Образ героической личности. Чувство долга. Поэзия 30-летней войны. Малые литературные жанры. Появление литературных и художественных Академий как центров официального искусства классицизма. Художник на службе государства. Воспитательные функции искусства и науки.

Тема 15. XVIII век – эпоха Просвещения. Разнообразие духовной жизни. Теизм, пантеизм, деизм и атеизм. Культ разума и рациональности. Франция – законодательница стиля. Философия Просвещения. Концепция «просвещенного Абсолютизма» и «просвещенного монарха». «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» – знаковое явление эпохи Просвещения. XVIII в. – век утопии. Идеал человека и общества. Художественная культура XVIII в., ее основные достижения. Литература Просвещения: приключенческий роман и роман воспитания, просветительская комедия. Стили в искусстве: рококо, буржуазный классицизм, революционный классицизм, сентиментализм. Музыка классицизма как символ космической гармонии и порядка. «Венские классики». Философия Ж.-Ж. Руссо о естественном человеке – идеологическая основа сентиментализма и руссоизма. Мемуаристика, жанры романа в письмах, дневника, исповеди, сентиментального путешествия. Мистицизм и тайные общества XVIII века.

Тема 16. Русская культура XVIII века. Переходный характер культуры. Взаимодействие национальных и европейских тенденций. Реформы Петра I в сфере культуры. Ориентация на западный тип жизни. Новый облик человека. Жанр портрета. Новое в отношении человека к природе, государству, обществу. Разрыв между старой и новой культурами, между столицей и провинцией. Изменения в сфере досуга, художественной культуры. Появление светского искусства. Развитие науки. Исторические произведения. Развитие географической науки. Зарождение экономической науки. Кунсткамера. Создание Академии наук. Петербург – символ прозападной культуры. Культура эпохи дворцовых переворотов. Формирование особого облика дворянской культуры. Рождение русского театра. Роль М. В. Ломоносова в развитии русской культуры. Стиль рококо. Век Екатерины – абсолютная монархия, философия Просвещения, классицизм в искусстве. Российская Академия наук и развитие научных знаний во второй половине XVIII века. Н. И. Новиков – крупный деятель русского Просвещения. Указ «О вольности дворянства» и «Жалованная грамота дворянству», их роль в становлении дворянской культуры России. Усадебная культура. Литература и театр второй половины XVIII века. Сентиментализм в русской культуре.

Тема 17. Культура эпохи романтизма. Французская буржуазная революция и наполеоновские войны как историческая и психологическая основа эпохи. Образ романтического героя (Наполеон, Байрон, герой войны, поэт). Осознание ценности человеческой индивидуальности. Осознание специфики женской и детской культур. Кризис общественного сознания, разлад мечты и действительности. Культура чувств. Новое в отношении к природе. Героический и созерцательный романтизм. Интерес к истории, к культуре неевропейских народов, к фольклору. Развитие исторической науки. Мистицизм. Национальные особенности романтизма: Франция, Англия, Германия. Реформы Александра I, война 1812 года и восстание декабристов как основные вехи развития романтизма в России. Художественное творчество эпохи романтизма, его особый статус. Романтический герой в жанре портрета и в поэзии, романтическая природа в жанре пейзажа. Музыка – основной вид искусства эпохи романтизма. Актуальность жанров сольного музицирования. Романтизм в последующие периоды истории как художественный метод.

Тема 18. Западноевропейская буржуазная культура XIX века. Прагматизм и утилитаризм, выгода и польза – высшие ценности буржуазного общества. Научно-технический прогресс и его влияние на культуру. Промышленная революция XVIII-XIX веков, замена ручного труда машинным. Рост городов, постепенное исчезновение традиционной культуры в Европе и России. Развитие транспорта и увеличение скорости передвижения. Паровой двигатель, железные и шоссейные дороги. Развитие химии и микробиологии, осознание ценности научной медицины. Европоцентризм, культ разума и технического прогресса. Различные определения человека. Теория Дарвина и трактовка человека как высшей ступени эволюции организмов. Теория Маркса, определяющая роль экономических отношений как двигателя общественного развития. Зависимость человека от природных, экономических, общественных законов. Образ делового человека. Викторианская (буржуазная) мораль и ее расхождение с реальными нравами. Культ семьи. Художественное творчество, реализм как доминирующее направление в искусстве. Рыночные отношения в сфере искусства. Умаление роли художника-творца. Литературоцентризм, акцент на сюжете во всех видах искусства. Жанр реалистического романа. Опера – ведущий жанр музыкального театра. Импрессионизм, критический реализм и натурализм как крайние степени реализма в искусстве. Изобретение фотографии, ее влияние на искусство. Национальные особенности развития художественной культуры: Англия, Германия, Франция.

Тема 19. Русская культура XIX века. Самодержавие и крепостное право как политическая и мировоззренческая основа русской культуры первой половины XIX века. Постепенное развитие техники, науки и образования. Преобладание дворянской культуры. Постепенное развитие купеческой и мещанской культуры. Славянофилы и западники, спор о судьбе России. Формирование русской философской мысли. «Золотой век» русской культуры – 1830-е годы. Реализм – доминирующее направление в русском искусстве. Литературоцентризм, примат сюжета, рассказа во всех видах искусства. Становление русской национальной музыки. Крымская война и кризис культуры середины века. Реформы 1861 года, их влияние на культуру. Демократизация культуры. Отмена крепостного права, капитализация экономики. Промышленное развитие второй половины XIX века. Идеализация русской деревни и патриархальных традиций. «Хождение в народ», его последствия для культуры. Становление революционных организаций. Утилитаризм. Практицизм философской и научной мысли, искусства. Эстетические идеи Чернышевского, Стасова. Критический реализм. Философичность русской литературы. Толстой и Достоевский. Творчество художников-передвижников. Композиторы «Могучей кучки», национальные и реалистические тенденции в их творчестве. Неоромантизм в поэзии и музыке (Фет, Полонский, Чайковский). Академизм в изобразительном искусстве. Роль реалистического театра, творчество А. Н. Островского. Влияние русского искусства и эстетики XIX века на русскую советскую культуру.

Тема 20. Культура рубежа XIX-XX веков. Кризисреалистического мировоззрения. Иррационализм. «Философия жизни» и учение Фрейда, их влияние на образ человека и определение его места в мире. Новейшие технические достижения. Феномен массовой культуры. Всемирные выставки и процесс интеграции культур. Изобретение кинематографа. Неоромантические тенденции. Эсхатологические настроения в обществе. Русская религиозная философия, ее место в культуре. Искусство в Западной Европе и России: завершение реализма и формирование модернистских течений. Символизм и модерн – последние «великие» стили. Появление дизайна. Многообразие творческих исканий. Проблема синтеза искусств, размывание видовых и стилистических границ. Реформы в театральной сфере. Переосмысление роли художника-творца, представление о нем как о теурге, мессии. Дендизм, эстетизм. Кризис буржуазной морали. Выход на общеевропейскую арену периферийных европейских культур – норвежской, финской, шведской, бельгийской, датской. Вовлечение в европейское сознание элементов традиционных культур. Революции в культуре России начала XX века. «Серебряный век» русской культуры. Подведение итогов европейский цивилизации в исследовании Шпенглера «Закат Европы».

Тема 21. Западноевропейская культура XX века. Мировые войны какисторическая основа мировоззрения эпохи. Теория относительности Эйнштейна и неэвклидова геометрия как проявление нового отношения к миру и человеку, времени и пространству. Технические открытия и изобретения. Выход на первый план ценностей материального мира. Одиночество человека в неупорядоченном мире. Утрата веры в незыблемые основы мира. Мир как театр абсурда. Культура «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами. Разочарование в идеалах европейского гуманизма и рационализма. Ориентация на традиционные культуры. Актуальность примитива, иррационализма. Расслоение культуры на массовую и элитарную. Сочетание примитива и интеллектуализма. Тоталитарные культуры, их особенности. Человек и государство в тоталитарных культурах. Отсутствие единого художественного стиля. Индивидуализм художника. Эстетика разрушения. Додекафонная музыка, джаз в культуре XX века. Фовизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм в изобразительном искусстве, конструктивизм в архитектуре и дизайне. Жанр антиутопии. Роль кинематографа как самого массового вида искусств. Мода как феномен XX века. Средства массовой информации и реклама. Телевидение – изобретение XX века. Создание пространства информационных технологий во второй половине XX века, формирование культуры постиндустриального общества. Экологические проблемы как характерная черта взаимоотношений человека и природы. Проблема глобализации. Основные проблемы и тенденции культуры рубежа XX-XXI веков.

Тема 22. Русская культура XX века. Политические события XX века в России, их влияние на культуру. Революция 1917 года, гражданская война и становление Советской власти. Формирование советской культуры. Относительный демократизм культуры 1920-х годов. Нэп, его влияние на культуру и стиль жизни. Теории новой жизни. Конструктивизм в архитектуре и дизайне как способ формирования нового пространства. Пролеткульт и идеи рабочей культуры. Обилие художественных стилей, направлений и группировок. Абстракционизм в изобразительном искусстве. Футуризм в литературе. Эксперименты в театре: Таиров, Мейерхольд, студия Вахтангова. Усиление репрессивного аппарата, антирелигиозные кампании, высылка ученых и художников («Философские пароходы» 1921 и 1923 годов). Формирование системы лагерей (ГУЛАГ). Складывание тоталитарной культуры в 1930-е годы. Специфика советской культуры.Индустриализация, рост городов, уничтожение крестьянства и традиционной культуры, переориентация жизни по военному образцу. Формирование единой нации – советский народ, стирание различий, уничтожение многообразия. «Мы-сознание». Ученый, художник – чиновники на службе государственной идеологии. Репрессии. Утверждение единого метода в искусстве – социалистического реализма. Романтизация, поэтизация героев и событий революции и гражданской войны. Оппозиционные явления в культуре. Жанр антиутопии. Великая Отечественная война, ее влияние на культуру. Патриотизм в культуре. Достижения советской науки и техники. Культура послевоенного периода. Хрущевская «оттепель», ее влияние на культуру. Усиление неоромантических тенденций в культуре, возрастание роли индивидуальности, ценности отдельного человека. «Молодежный» характер культуры, студийность. Театральный бум. Поэтика «сурового стиля». Культура эпохи застоя. Диссидентство. «Кухонная» культура, советский политический анекдот, бардовская песня, эзопов язык, возврат к природе – характерные приметы культуры «застойного» периода. Политизация культуры в перестроечный период. Отмена «железного занавеса» и активизация взаимодействия с западной культурой. Проблемы и противоречия демократизации культуры. Вхождение в мировое культурное и информационное пространство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: